Правовой статус прохождения службы современных российских государственных служащих - дипломная работа готовая

ООО "Диплом777"

8:00–20:00 Ежедневно

Никольская, д. 10, оф. 118

Дипломная работа на тему Правовой статус прохождения службы современных российских государственных служащих

Реферат

государственный служба российский правовой

Цель данной работы: провести исследование правового статуса и некоторых аспектов прохождения службы современных российских государственных служащих, связанных с наличием определённых ограничений и запретов.

Задачи данной работы: разобрать, что является государственной гражданской службой, охарактеризовать правовой статус государственного служащего, а главное в работе данной курсовой разобрать и раскрыть все ограничения и запреты государственной гражданской службы.

Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка используемой литературы.

Содержание

Введение

1. Понятие и правовой статус государственного служащего

2. Ограничения, связанные с прохождением службы

3. Запреты, связанные с прохождением службы

Заключение

Список используемой литературы

Введение

На современном этапе можно отметить чёткую тенденцию к неуклонному росту количества государственных служащих в Российской Федерации. Это явление наблюдается с самого распада СССР и образования РФ. Таким образом, актуальность выбранной тематики данной работы объясняется, в первую очередь, именно этим первостепенным значением, а также тем обстоятельством, что работа госслужащих так или иначе отражается не только на каком-то конкретном человеке, но и на всех гражданах РФ в целом. Цель данной работы: провести исследование правового статуса и некоторых аспектов прохождения службы современных российских государственных служащих, связанных с наличием определённых ограничений и запретов.

Основные задачи данной работы: разобрать, что является государственной гражданской службой, охарактеризовать правовой статус государственного служащего, а главное в работе данной курсовой разобрать и раскрыть все ограничения и запреты государственной гражданской службы.

В соответствии с этим работа поделена на 3 главы, в которых поочередно решаются задачи, стоящие в работе.

Источниками написания настоящей работы являются действующие нормативно правовые акты Российской Федерации, основное место среди которых в смысле рассматриваемой тематики занимает ФЗ от 27.07.2004 года №79-ФЗ “О государственной гражданской службе Российской Федерации” и др. Вся использованная в работе законодательная база была взята из правовой системы Консультант Плюс с последними обновлениями на день написания настоящей работы.

1. Понятие и правовой статус государственного служащего

Долгое время понятия “служащий” и “государственный служащий” не имели у нас правового статуса, не разводились по содержанию и должным образом не исследовались в науке. Вопрос еще больше запутывался тем, что в статистике и в анкетах по учету кадров была графа “социальное положение”, ответ на которую допускал лишь три варианта: рабочий, крестьянин (колхозник), служащий. Стало быть, понятием “служащий” обозначали всех, кого нельзя было включить в престижные в ту пору социальные группы рабочих и крестьян. В служащие зачисляли не только работников государственных учреждений (советский аппарат, учителей, врачей, военных и т.п.), но и работников негосударственных структур (аппарат партийных, комсомольских, профсоюзных и др. общественных организаций). При этом в повседневной деятельности никто и никогда не пытался выяснить различия между “служащим” и “государственным служащим”.

Начиная с конца 50-х годов в литературе предпринималось немало попыток охарактеризовать понятие “государственный служащий”. В конечном итоге все авторы приходили к выводу, что следует различать понятия “государственный служащий” в широком и узком смыслах слова.

Государственный служащий — работник исполняющий те или иные обязанности, в соответствии с занимаемой должностью, на государственной службе.

Государственный служащий — это лицо, занимающее должность государственной службы, т.е. должность в системе структурных подразделений государственной администрации, и выполняющее на возмездных началах (за вознаграждение, заработную плату, денежное содержание) функции этого государственного органа (управленческие, властные, правоохранительные, обеспечивающие осуществление судебной власти).

Федеральный государственный служащий является гражданином, который осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получает денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета.

На государственную службу вправе поступать граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие квалификационным требованиям.

Предельный возраст пребывания на гражданской службе – 65 лет.

Если строго следовать определениям ст. 10 Федерального закона от 27.05.2003 № 58-ФЗ “О системе государственной службы Российской Федерации”, то:

· “Федеральный государственный служащий – гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета.

· Государственный гражданский служащий субъекта Российской Федерации – гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации и получающий денежное содержание (вознаграждение) за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации”.

Отношения, связанные с поступлением на государственную службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) государственного служащего Российской Федерации, регулируются законодательством.

Правовой статус государственного служащего предполагает:

во-первых, непосредственную причастность по роду работы к подготовке, принятию и (или) проведению в жизнь решений в сфере исполнительно-распорядительной деятельности государства, причем в ряде случаев указанные действия влекут за собой заметные экономические и иные социальные последствия для всего общества или какой-либо его части;

во-вторых, наличие у госслужащего правомочий и возможности выступать в пределах своей компетенции от имени государственного органа (и тем самым как бы от лица государства), представляя государственный интерес; государственный служба российский правовой

в-третьих, сочетание строгой нормативной регламентированности деятельности в формально-процедурном отношении с довольно широкими возможностями принятия волевых решений на основе субъективной интерпретации как ситуации, так и регулирующих ее законодательных норм; наконец,

в-четвертых (но отнюдь не в последнюю очередь по важности), принадлежность к особой профессионально-статусной группе, хотя и состоящей из представителей разных профессий, но объединяемой фактом работы в государственных органах. Это предполагает наличие у принадлежащих к ней лиц определенных государственно-властных полномочий и тем самым более значительной, нежели у подавляющего числа их сограждан, возможности оказывать влияние на развитие дел в обществе и, следовательно, повышенной ответственности за их состояние.

Понятие статуса государственных служащих включает в себя основополагающие институциональные характеристики правового положения государственных служащих. Это:

-права;

-обязанности;

-гарантии;

-ответственность;

-ограничения и запреты;

-поощрения;

Раскроем данные правовые положения.

Вывод:

Долгое время понятия “служащий” и “государственный служащий” не имели у нас правового статуса, не разводились по содержанию и должным образом не исследовались в науке.

Начиная с конца 50-х годов в литературе предпринималось немало попыток охарактеризовать понятие “государственный служащий”. В конечном итоге все авторы приходили к выводу, что следует различать понятия “государственный служащий” в широком и узком смыслах слова.

Правовой статус государственного служащего предполагает:

во-первых, непосредственную причастность по роду работы к подготовке

во-вторых, наличие у госслужащего правомочий и возможности выступать в пределах своей компетенции от имени государственного органа

в-третьих, сочетание строгой нормативной регламентированности деятельности в формально-процедурном отношении с довольно широкими возможностями принятия волевых решений на основе субъективной интерпретации как ситуации, так и регулирующих ее законодательных норм

в-четвертых принадлежность к особой профессионально-статусной группе, хотя и состоящей из представителей разных профессий, но объединяемой фактом работы в государственных органах.

2. Ограничения, связанные с прохождением службы

Согласно статье 16 федерального закона РФ “О государственной гражданской службе Российской Федерации” от 27 июль 2004 года с последними поправками от 2014 года ограничения связанные с государственной службой выглядят так:

1. Гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае:

1) признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;

2) осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности государственной службы (гражданской службы), по приговору суда, вступившему в законную силу, а также в случае наличия не снятой или не погашенной в установленном федеральным законом порядке судимости;

3) отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности гражданской службы, на замещение которой претендует гражданин, или по замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы связано с использованием таких сведений;

4) наличия заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинской организации. Порядок прохождения диспансеризации, перечень таких заболеваний и форма заключения медицинской организации устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

5) близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с гражданским служащим, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

6) выхода из гражданства Российской Федерации или приобретения гражданства другого государства;

7) наличия гражданства другого государства (других государств), если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

8) представления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на гражданскую службу;

9) непредставления установленных настоящим Федеральным законом сведений или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера при поступлении на гражданскую службу;

10) утраты представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему в случаях несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ “О противодействии коррупции” и другими федеральными законами;

11) признания его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии (за исключением граждан, прошедших военную службу по контракту).

2. Иные ограничения, связанные с поступлением на гражданскую службу и ее прохождением, за исключением ограничений, указанных в части 1 настоящей статьи, устанавливаются федеральными законами.

3. Ответственность за несоблюдение ограничений, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, устанавливается настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

В литературе указывается назначение запретов (обеспечение эффективной профессиональной деятельности по исполнению полномочий государственных органов, установление препятствий возможному злоупотреблению государственных служащих, гарантирование осуществления служащим гражданских прав и др. 7), которое полностью применимо и к ограничениям. Со вступлением в силу ФЗ №79 от 27.07.04 правовое регулирование ограничений и запретов, связанных с государственной гражданской службой, получило новый импульс. Остановимся на некоторых из них.

Одним из традиционных ограничений, устанавливаемых гражданину, желающему быть принятым на государственную гражданскую службу, а также государственному гражданскому служащему, находящемуся на гражданской службе, является признание его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу. Как отмечается в литературе, в фигуре работника сочетаются два качества: 1) фактическая способность к труду как осознанной, целесообразной и волевой деятельности; 2) способность своими действиями приобретать, изменять и прекращать возникающие в связи с реализацией своей способности к труду субъективные права и юридические обязанности, нести юридическую ответственность. В случае если гражданин вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими, то он может быть признан судом недееспособным (ст. 29 ГК РФ). Дело о признании гражданина недееспособным вследствие психического расстройства может быть возбуждено в суде на основании заявления членов его семьи, близких родственников (родителей, детей, братьев, сестер) независимо от совместного с ним проживания, органа опеки и попечительства, психиатрического или психоневрологического учреждения.

Гражданин, который вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами ставит свою семью в тяжелое материальное положение, может быть ограничен судом в дееспособности (ст. 30 ГК РФ). Дело об ограничении гражданина в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами может быть возбуждено на основании заявления членов его семьи, органа опеки и попечительства, психиатрического или психоневрологического учреждения.

В случае признания гражданского служащего недееспособным или ограниченно дееспособным служебный контракт прекращается, гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы по п. 3 ч. 2 ст. 39 ФЗ №79 от 27.07.04.

Осуждение гражданина, желающего быть принятым на государственную гражданскую службу, а также государственного гражданского служащего, находящегося на гражданской службе, к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности государственной гражданской службы, по приговору суда, вступившему в законную силу, а также наличие у него не снятой или не погашенной в установленном федеральным законом порядке судимости также является ограничением права на равный доступ к государственной службе и нахождения на ней.

Федеральный закон “Об основах государственной службы Российской Федерации” содержал несколько иное правило: гражданин не мог быть принят на государственную службу и находиться на государственной службе в случае лишения его права занимать государственные должности государственной службы в течение определенного срока решением суда, вступившим в законную силу.

Из анализа положений гл. 9 Уголовного кодекса РФ можно сделать вывод, что к наказаниям, исключающим возможность исполнения гражданским служащим должностных обязанностей, относятся: ограничение свободы, арест, лишение свободы, смертная казнь, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. В случае осуждения гражданского служащего к одному из указанных наказаний служебный контракт прекращается, гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы по п. 1 ч. 2 ст. 39 ФЗ №79 от 27.07.04.

С учетом данного положения назначение наказания, не исключающего возможности продолжения исполнения должностных обязанностей по должности государственной гражданской службы, влечет за собой прекращение служебного контракта, освобождение от замещаемой должности гражданской службы и увольнение с гражданской службы по п. 13 ч. 1 ст. 33 ФЗ №79 от 27.07.04 (несоблюдение ограничений и невыполнение обязательств, установленных данным федеральным законом и другими федеральными законами).

Данный вывод, вытекающий из анализа положений п. 2 ч. 1 ст. 16 ФЗ №79 от 27.07.04, не согласуется с требованиями стст. 32, 55 Конституции РФ и положениями УК РФ. Так, ст. 43 УК РФ устанавливает, что наказание есть мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда лицу, признанному виновным в совершении преступления. Наказание применяется в целях восстановления социальной справедливости, исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений и заключается в предусмотренных УК РФ лишении или ограничении прав и свобод этого лица. При назначении наказания учитываются характер и степень общественной опасности преступления и личность виновного, в том числе обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание, а также влияние назначенного наказания на исправление осужденного и на условия жизни его семьи (ст. 60 УК РФ).

Препятствием для поступления на гражданскую службу или ее прохождения является определенное заболевание, наличие которого подтверждается заключением медицинского учреждения. Порядок прохождения диспансеризации, перечень заболеваний и форма заключения медицинского учреждения устанавливаются Правительством РФ.

Перечень заболеваний, препятствующих поступлению на гражданскую службу или ее прохождению, к сожалению, не утвержден. Практика утверждения такого рода перечней сводится к тому, что они утверждаются для определенных категорий работников (см., например, Список заболеваний, препятствующих работе в представительстве Российской Федерации за границей, утвержденный постановлением Правительства РФ от 10 апреля 2003 г. 14, или Перечень заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, утвержденный постановлением Совета судей РФ от 26 декабря 2002 г. 15) либо по определенным видам профессиональной деятельности (например, Перечень медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утвержденный постановлением Правительства РФ от 28 апреля 1993 г. “О реализации Закона Российской Федерации “О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании” 16, или Перечень медицинских противопоказаний для осуществления работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, утвержденный приказом Минздрава РФ от 16 марта 1999 г. 17).

Представление подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на гражданскую службу служит очередным ограничением для гражданина, желающего быть принятым на государственную гражданскую службу, а также для государственного гражданского служащего, находящегося на гражданской службе. Необходимо согласиться с мнением, высказанным в литературе, что данное обстоятельство может служить основанием для отказа в принятии на гражданскую службу либо отказа в нахождении на гражданской службе при условии, если действительные сведения и документы, которые служащий обязан был представить, могли стать основанием для отказа в принятии на государственную службу и заключении служебного контракта18.

Следует отметить, что ФЗ №79 от 27.07.04 дважды упоминает о представлении подложных документов или сообщении заведомо ложных сведений: 1) в статье 16 как об ограничении, которое, по идее, объективно не позволяет гражданину быть принятым на государственную гражданскую службу, а гражданскому служащему находится на ней, и 2) в статье 37 как об основании для расторжения служебного контракта, освобождения служащего от замещаемой должности и увольнения с государственной гражданской службы, которое может быть использовано представителем нанимателя (ч. 1). Разница лишь в том, что в первом случае представление подложных документов или сообщение заведомо ложных сведений должно осуществляться при поступлении на гражданскую службу, порядок которого формально регулируется главой 4 ФЗ №79 от 27.07.04 “Поступление на гражданскую службу”, и при совершении данного деяния гражданину, желающему быть принятым на гражданскую службу, а государственному гражданскому служащему, находящемуся на гражданской службе, должно быть отказано в нахождении на ней, а во втором случае представление подложных документов или сообщение заведомо ложных сведений должно осуществляться при заключении служебного контракта, порядок которого регулируется главой 5 “Служебный контракт”, и которое может служить основанием для расторжения служебного контракта, освобождения служащего от замещаемой должности и увольнения с государственной гражданской службы.

Вывод: на основании ФЗ от 27.07.2004 года №79-ФЗ “О государственной гражданской службе РФ” в данной работе рассмотрены все ограничения, связанные с государственной службой закрепленные в ст. 16 данного Федерального Закона. Ограничения в такой сфере деятельности важны, если не было бы ограничений таких, как например близкого родства в подчинении, то не было не какой возможности поступить на государственную службу, а была бы монархия отдельных семей или например брали бы на государственную службу страдающих психическими заболеваниями страшно представить, что тогда было бы с государством и обществом проживающем в данном государстве.

3. Запреты, связаные с прохождением службы

Согласно статье 17 федерального закона РФ “О государственной гражданской службе Российской Федерации” от 27 июль 2004 года с последней редакцией от 2014 года запреты связанные с государственной службой выглядят так:

1. В связи с прохождением гражданской службы гражданскому служащему запрещается:

1) участвовать на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, за исключением случаев, установленных федеральным законом;

2) замещать должность гражданской службы в случае:

а) избрания или назначения на государственную должность, за исключением случая, установленного частью второй статьи 6 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ “О Правительстве Российской Федерации”;

б) избрания на выборную должность в органе местного самоуправления;

в) избрания на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза, в том числе в выборном органе первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе;

3) осуществлять предпринимательскую деятельность;

4) приобретать в случаях, установленных федеральным законом, ценные бумаги, по которым может быть получен доход;

5) быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он замещает должность гражданской службы, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;

6) получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения). Подарки, полученные гражданским служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются соответственно федеральной собственностью и собственностью субъекта Российской Федерации и передаются гражданским служащим по акту в государственный орган, в котором он замещает должность гражданской службы, за исключением случаев, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации. Гражданский служащий, сдавший подарок, полученный им в связи с протокольным мероприятием, служебной командировкой или другим официальным мероприятием, может его выкупить в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации;

7) выезжать в связи с исполнением должностных обязанностей за пределы территории Российской Федерации за счет средств физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, по договоренности государственных органов Российской Федерации, государственных органов субъектов Российской Федерации или муниципальных органов с государственными или муниципальными органами иностранных государств, международными или иностранными организациями;

8) использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического и иного обеспечения, другое государственное имущество, а также передавать их другим лицам;

9) разглашать или использовать в целях, не связанных с гражданской службой, сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей;

10) допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, включая решения вышестоящего государственного органа либо государственного органа, в котором гражданский служащий замещает должность гражданской службы, если это не входит в его должностные обязанности;

11) принимать без письменного разрешения представителя нанимателя награды, почетные и специальные звания (за исключением научных) иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, если в его должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями;

12) использовать преимущества должностного положения для предвыборной агитации, а также для агитации по вопросам референдума;

13) использовать должностные полномочия в интересах политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций, а также публично выражать отношение к указанным объединениям и организациям в качестве гражданского служащего, если это не входит в его должностные обязанности;

14) создавать в государственных органах структуры политических партий, других общественных объединений (за исключением профессиональных союзов, ветеранских и иных органов общественной самодеятельности) и религиозных объединений или способствовать созданию указанных структур;

15) прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования служебного спора;

16) входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;

17) заниматься без письменного разрешения представителя нанимателя оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

1.1. Гражданскому служащему, его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами в случаях, предусмотренных Федеральным законом “О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами”.

2. В случае, если владение гражданским служащим ценными бумагами, акциями (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций) приводит или может привести к конфликту интересов, гражданский служащий обязан передать принадлежащие ему ценные бумаги, акции (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

3. Гражданин после увольнения с гражданской службы не вправе разглашать или использовать в интересах организаций либо физических лиц сведения конфиденциального характера или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей.

3.1. Гражданин, замещавший должность гражданской службы, включенную в перечень должностей, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с гражданской службы не вправе без согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работу (оказывать данной организации услуги) на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров) в случаях, предусмотренных федеральными законами, если отдельные функции государственного управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности гражданского служащего. Согласие соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов дается в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

4. Ответственность за несоблюдение запретов, предусмотренных настоящей статьей, устанавливается настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

В соответствии со ст. 17 ФЗ №79 от 27.07.04, в связи с прохождением гражданской службы гражданскому служащему запрещается участвовать на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, за исключением случаев, установленных федеральным законом.

Следует отметить, что перечень органов управления конкретных видов коммерческих организаций определяется Гражданским кодексом РФ и / или федеральными законами. Так, в обществе с ограниченной ответственностью высшим органом является общее собрание его участников. Текущее руководство деятельностью общества осуществляет подотчетный общему собранию его участников исполнительный орган (коллегиальный и / или единоличный) (ст. 91 ГК РФ). Высшим органом управления производственным кооперативом является общее собрание его членов. В кооперативе с числом членов более пятидесяти может быть создан наблюдательный совет, который осуществляет контроль за деятельностью исполнительных органов кооператива. Исполнительными органами кооператива являются правление и / или его председатель. Они осуществляют текущее руководство деятельностью кооператива и подотчетны наблюдательному совету и общему собранию членов кооператива (ст. 110 ГК РФ). С учетом сказанного, на лицо, замещающее должность, которая, в соответствии с гражданским законодательством, не относится к должностям, учреждаемым в органах управления коммерческой организации, например, должность заместителя генерального директора общества с ограниченной ответственностью, запрет, установленный п. 1 ч. 1 ст. 17 ФЗ №79 от 27.07.04, не распространяется.

Необходимо также учитывать, что участие в деятельности органа управления данной организацией может осуществляться на безвозмездной основе, что не влечет за собой нарушения указанного запрета. Так, лицо может исполнять обязанности члена совета директоров (наблюдательного совета) акционерного общества или общества с ограниченной ответственностью безвозмездно либо по решению общего собрания акционеров в период исполнения им своих обязанностей ему может выплачиваться вознаграждение и / или компенсироваться расходы, связанные с исполнением им функций члена совета директоров (наблюдательного совета) общества (ст. 64 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. “Об акционерных обществах” 23, ст. 32 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. “Об обществах с ограниченной ответственностью” 24). Члены совета потребительского общества исполняют свои полномочия на общественных началах, председатель совета потребительского общества исполняет свои полномочия, как правило, на общественных началах (п. 2 ст. 19 Закона РФ от 19 июня 1992 г. “О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации” 25). Отношения же между обществом и единоличным исполнительным органом общества (директором, генеральным директором) и членами коллегиального исполнительного органа общества (правления, дирекции), в том числе в вопросах оплаты труда, в части, не противоречащей указанному закону, регулируются трудовым законодательством (ст. 69 Федерального закона “Об акционерных обществах”). Соответственно, исполнение обязанностей единоличного исполнительного органа или члена коллегиального исполнительного органа общества осуществляется исключительно на возмездной основе (ст. 15 Трудового кодекса РФ). Бесплатное осуществление функции единоличного исполнительного органа или исполнение обязанностей члена коллегиального исполнительного органа общества заведомо будет носить характер нарушения трудового законодательства.

Обращает на себя внимание, что данному запрету в некоторых случаях корреспондирует соответствующий запрет, содержащийся в гражданском законодательстве. Так, руководитель унитарного предприятия не вправе быть учредителем (участником) юридического лица, занимать должности и заниматься другой оплачиваемой деятельностью в государственных органах, органах местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организациях, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, заниматься предпринимательской деятельностью, быть единоличным исполнительным органом или членом коллегиального исполнительного органа коммерческой организации, за исключением случаев, если участие в органах коммерческой организации входит в должностные обязанности данного руководителя, а также принимать участие в забастовках (ст. 21 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. “О государственных и муниципальных унитарных предприятиях” 26).

Одним из важнейших запретов, устанавливаемых государственным служащим, является запрет на осуществление предпринимательской деятельности. Как отмечалось выше, гражданский служащий вправе выполнять иную оплачиваемую работу. Под иной оплачиваемой работой следует понимать как работу по трудовому договору, так и иную работу, которая не относится к предпринимательской деятельности. Например, нотариальная или адвокатская деятельность не является предпринимательской (ст. 1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, ст. 1 Федерального закона от 31 мая 2002 г. “Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации” 31).

Государственным гражданским служащим также запрещается прекращение исполнения должностных обязанностей в целях урегулирования служебного спора. В ФЗ №79 от 27.07.04 содержится только понятие индивидуального служебного спора (ст. 69), а также порядок его разрешения (ст. 70). Исходя из определения служебного спора, можно сделать однозначный вывод, что служащий не вправе приостанавливать исполнение своих должностных обязанностей во всех случаях, в том числе при задержке выплаты денежного содержания (ст. 142 Трудового кодекса РФ). Упомянутый федеральный закон не содержит прямого указания на запрет участия государственных гражданских служащих в забастовках. В силу ст. 73 ФЗ №79 от 27.07.04, стст. 11 и 413 Трудового кодекса РФ, можно прийти к выводу, что служащие при соблюдении требований трудового законодательства могут участвовать в забастовках, что соответствует правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 17.05.1995 №5-П33, о недопустимости ограничения права на забастовку значительно большего круга работников, чем это необходимо для достижения целей, указанных в стст. 17 (ч. 3) и 55 (ч. 3) Конституции РФ. Данная позиция неоднократно поддерживалась и в научной литературе34.

Следует отметить, что ограничение права на забастовку не противоречит общепризнанным принципам и нормам международного права. Так, в соответствии с ч. 2 ст. 8 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, запрет права на забастовку допустим в отношении лиц, входящих в состав администрации государства. Как следствие, отсутствие в ФЗ №79 от 27.07.04 прямого запрета на участие отдельных категорий гражданских служащих в забастовке можно отнести, скорее, к недоработкам законодателя.

Нарушение запретов, связанных с гражданской службой, влечет за собой прекращение служебного контракта, освобождение от замещаемой должности гражданской службы и увольнение с гражданской службы по п. 14 ч. 1 ст. 33 ФЗ №79 от 27.07.04.

ФЗ №79 от 27.07.04 также впервые установил запреты для граждан после увольнения с государственной гражданской службы (ч. 3 ст. 17), которые подлежат применению с учетом положений иных федеральных законов. Так, в соответствии со ст. 11 Федерального закона от 29 июля 2004 года “О коммерческой тайне” 35, в целях охраны конфиденциальности информации работник обязан не разглашать информацию, составляющую коммерческую тайну, обладателями которой являются работодатель и его контрагенты, после прекращения трудового договора в течение срока, предусмотренного соглашением между работником и работодателем, заключенным в период срока действия трудового договора, или в течение трех лет после прекращения трудового договора, если указанное соглашение не заключалось.

Вывод: на основании ФЗ от 27.07.2004 года №79-ФЗ “О государственной гражданской службе РФ” в данной работе рассмотрены все запреты, связанные с государственной службой закрепленные в ст. 17 данного Федерального Закона. Я считаю, что запреты это неотъемлемая часть любой сферы деятельности, если не было бы запретов, то процветала бы коррупция, хаос и беззаконие, все бы злоупотребляли властью, нарушая, законы приходили бы к власти осужденные и много другое.

Заключение

Долгое время понятия “служащий” и “государственный служащий” не имели у нас правового статуса, не разводились по содержанию и должным образом не исследовались в науке. Начиная с конца 50-х годов в литературе предпринималось немало попыток охарактеризовать понятие “государственный служащий”. В конечном итоге все авторы приходили к выводу, что следует различать понятия “государственный служащий” в широком и узком смыслах слова. Правовой статус государственного служащего предполагает: во-первых, непосредственную причастность по роду работы к подготовке

во-вторых, наличие у госслужащего правомочий и возможности выступать в пределах своей компетенции от имени государственного органа

в-третьих, сочетание строгой нормативной регламентированности деятельности в формально-процедурном отношении с довольно широкими возможностями принятия волевых решений на основе субъективной интерпретации как ситуации, так и регулирующих ее законодательных норм

в-четвертых принадлежность к особой профессионально-статусной группе, хотя и состоящей из представителей разных профессий, но объединяемой фактом работы в государственных органах.

На основании ФЗ от 27.07.2004 года №79-ФЗ “О государственной гражданской службе РФ” в данной работе рассмотрены все ограничения и запреты, связанные с государственной службой закрепленные в ст. 16-17 данного Федерального Закона. Тема данной работы актуальна в наше время. Предметом рассмотрения настоящей работы, исходя из формулировки темы, являются все государственные служащие Российской Федерации, то есть и гражданские, и военные, и правоохранительные. Для каждого вида государственных служащих установлены некоторые ограничения и запреты, связанные с прохождением службы.

Список используемой литературы

1. Федеральный закон от 27.07.2004 года № 79-ФЗ “О государственной гражданской службе Российской Федерации” ( ред. От 02.04.2014 года ).

2. Конституция Российской Федерации (принятая всенародным голосованием 12.12.1993 года) (с учетом поправок. Внесенных законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ. От 05.02.2014 № 2-ФКЗ)

3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 года № 63-ФЗ ( ред. 03.02.2014 года)

4. Гражданский кодекс Российской Федерации

5. Атаманчук Г. В. Сущность государственной службы. – М., 2008. – 312с

6. Глазунова Н.И. Система государственного управления: учебник для ву-зов / Н.И. Глазунова. – М.: Юнити – Дана, 2002. – 551с.

7. Овсянко Д. М. Государственная служба Российской Федерации. – М., 2008.

8. Демин А. А. Государственная служба. – М., 2008.

9. Гришковец А.А. Правовое регулирование государственной граждан-ской службы в Российской Федерации: учебный курс / А.А. Гришко-вец. – М.: Дело и Сервис, 2003. – 464с.

10. Овсянко Д.М. Государственная служба Российской Федерации. Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Новый юрист, 2002.

11. Овсянко Д.М. Государственная служба Российской Федерации. – М.: Юристъ

12. Оболонский А.В. Бюрократия для XXI века? Модели государственной службы: Россия, США, Англия, Австралия. – М.: Дело, 2002.

13. Ноздрачев А.Ф. Государственная служба. – М.: Статус, 2005.

14. Манохин В.М. Служба и служащий в Российской Федерации: правовое регулирование. – М.: Юристъ, 2000.

15. Доровских Ю.М. Правовые и организационные основы системы государственной службы России: О ФЗ “О системе государственной службы Российской Федерации // Трудовое право. – 2004. – №2.

16. Государственная служба: теория и организация. Курс лекций / Под ред. Е.В. Охотского и В.Г. Игнатова. – Ростов н/Д.: Изд-во СКАГС, 2002.

17. Государственная служба. Учебник / Под ред. Проф. В.Г. Игнатова. – М.: ИКЦ “Март”; Ростов н/Д: Издательский центр “МарТ”, 2004.

18. Буравлев Ю.М. Проблемы реформирования и управления системой государственной службы в России // Государство и право. – 2003. – №7.

19. Бойков В. Имидж системы государственной службы // Президентский контроль. – 2004. – №6. –

20. Овсянко Д.М. Государственная служба в РФ. М. Юрист. 1996

21. Гришковец А.А. Проблемы соотношения норм административного и трудового права при регулировании отношений в сфере государственной службы // Государство и право. – 2002. – № 12.

22. Атаманчук Г.В. Сущность государственной службы. М. 2002.

23. Бахрах Д.Н. Административное право России. – М., 2000.

24. Государственная служба / Под ред. А.В. Оболонского. – М., 1999

25. Гришковец А.А. Право государственного служащего на продвижение по службе //Государство и право. №108, 1998.

Поделиться статьёй
Поделиться в telegram
Поделиться в whatsapp
Поделиться в vk
Поделиться в facebook
Поделиться в twitter
Данила Тетерин
Данила Тетерин
Десять лет назад закончил СурГУ, факультет юриспруденции. Сейчас преподаю в колледже, а в свободное время подрабатываю на сайте «Диплом777» - решаю контрольные работы, пишу рефераты и помогаю в написании курсовых работ по праву. По специальности работаю пять лет, уже создал 6 научных статей и две монографии. Люблю узнавать что-то новое и делиться полученными знаниями со студентами.

Ещё статьи