Дипломная работа на тему Организация детского самоуправления

Введение

В настоящее время внимание государства акцентировано на проблеме развития личности. Общество предъявляет более высокие требования к таким качествам человека, как самостоятельность, инициативность, способность к саморазвитию, самосовершенствованию, самореализации.

От школы требуется создание таких условий, которые позволят учащемуся раскрыть и реализовать свой внутренний потенциал, другими словами самореализоваться.

Самореализация школьника зависит от комплекса средств, которые обеспечивали бы выбор им сферы применения своих задатков и способностей. Поиск таких средств осуществляется как в педагогической теории, так и в педагогической практике.

Опыт школьного самоуправления хорошо известен отечественной педагогике. Это школа “развития идей коллектива” Ф.Ф. Брюховецкого, воспитательная система П.Г. Родина “Подготовка молодежи к труду”, методика коммунарского движения И.П. Иванова, авторская школа самоопределения А.Н. Тубельского.

На процесс самореализации школьника оказывают влияние множество факторов, среди которых важнейшими являются семья, школа, детские сообщества и др. Являясь институтами социализации, они составляют разнообразное поле для выбора школьником содержания деятельности, а значит, и для собственной самореализации. Большое значение для самореализации ученика имеет осознание своей включенности в организацию школьной жизни. В связи с этим одним из факторов, который позволяет активизировать процессы самореализации в школьном возрасте, является детское самоуправление.

Актуальность развития ученического самоуправления на сегодняшний день бесспорна. Об этом говорят многие документы правительства РФ:

Закон РФ “Об образовании”;

Типовое положение об образовательном учреждении, утверждённое постановлением правительства РФ от 19 марта 2001 года №196 закрепляет нормы Федерального закона в нескольких статьях:

1. статья 50: обучающиеся в образовательном учреждении имеют право на участие в управлении образовательным учреждением в форме, определяемой Уставом учреждения;

2. статья 68: управление образовательным учреждением осуществляется в соответствии с законодательством РФ и уставом образовательного учреждения и строится на принципах единоначалия и самоуправления;

3. статья 69: формами самоуправления образовательного учреждения являются Совет ОУ, Попечительский совет, общее собрание, педагогический совет и другие формы.

В связи с вышесказанным актуальным представляется рассмотрение вопросов развития детского самоуправления в современной школе.

Таким образом, актуальность развития ученического самоуправления, позволяет выделить тему исследования: возможности самоуправления в начальной школе.

Объект исследования: самоуправление как междисциплинарное понятие.

Предмет исследования: возможности самоуправления младших школьников.

Цель исследования: определить возможности самоуправления в начальной школе.

Задачи исследования:

1. Раскрыть сущность самоуправления как междисциплинарное понятие;

2. Определить особенности детского самоуправления;

3. Выявить принципы и функции детского самоуправления;

4. Охарактеризовать условия развития детского самоуправления;

Методы исследования: сравнение, обобщение, классификация, изучение педагогического опыта.

1. Сущность самоуправления

Самоуправление – это, по сути сокращенное словосочетание “самостоятельное управление”.Многогранность детского самоуправления как психолого-педагогического явления становится причиной и источником многочисленных, часто разноаспектных толкований и определений.

Говоря о самоуправлении, мы предполагаем, что речь идет о реализации детьми определенных управленческих функций в рамках делегированных им полномочий и ответственности.

Социальная психология рассматривает управление как деятельность, направленную на оказание воздействия на людей в целях формирования и сохранения у них психических состояний и свойств, необходимых для совместного решения определенной задачи. Одним из подразделов социального управления является управление объединениями, организациями людей, в том числе и ученическими коллективами.

“Система управления, – как считает A.Л. Свенцицкий, – может характеризоваться: функциями и целями деятельности, конкретным набором составных частей, находящихся в соподчиненности, режимом внешних связей (субординация, координация, договорные отношения и т.д.), правовым регулированием структуры, связей, полномочий, деятельностью системы управления и ее элементов, информационным обеспечением, процедурой принятия исполнения решений” [20, с.6].

Если цель процесса управления – решение конкретной управленческой задачи, то в процессе самоуправления ее решение есть также средство развития потенциальных самоуправленческих возможностей коллектива. При этом следует отметить, что данное решение только тогда будет способствовать развитию самоуправления, если обеспечит в дальнейшем решение подобных или более сложных задач на основе расширяющейся инициативы, творчества и самостоятельности детей. Решение каждой управленческой задачи является лишь в том случае частью процесса развития детского самоуправления, когда ее каждый элемент в последующих циклах будет обеспечивать большую вовлеченность детей в процесс управления коллективом.

По мнению В.А. Караковского, выделяются два уровня самоуправления: личностный и общественный: “Прежде всего, определяющей частью понятия следует считать “само”. И раньше, чем относить его к общественному бытию, я бы понимал его как управление собой, своим развитием, характером, своей личной жизнью, наконец. Это так сказать личностный уровень самоуправления. Что же касается общественной жизни, то главное в ней – самоуправляемая деятельность детей на общее благо, именно она первична, а структуры, органы – вторичны. Они создаются по мере необходимости, и вовсе не обязательно иметь столько органов, сколько видов деятельности. Но совсем без органов тоже нельзя, как нельзя обойтись и без общественных поручений – индивидуальных, групповых, коллективных. Иначе деятельность будет носить хаотичный, непредсказуемый характер, а это уже никакое не самоуправление” [7, 5].

Социально-психологический аспект самоуправления рассматривается в связи с изучением такого понятия, как коллектив. Раскрывая его сущность, психологи указывают на то, что самоуправление является как условием коллективообразования, так и его результатом. Л.И. Уманский при рассмотрении критерия сформированности коллектива указывает, что развитие самоуправления есть составная часть такого важного показателя, как организационное единство. А.С. Чернышев рассматривает самоуправляемость в качестве свойства, характеризующего коллектив как организационную систему. P.X. Шакуров считает процесс развития самоуправления одной из социально-психологических функций управления [20, с.6].

Социальные и социально-психологические аспекты самоуправления находят свое отражение и при рассмотрении этого явления с точки зрения педагогики. Если в социологии к самоуправлению подходят с позиции регулирования общественных отношений, в социальной психологии – с позиции фактора развития группы, то в педагогике – с позиции решения учебно-воспитательных задач, стоящих перед коллективом учащихся и педагогов.

Таким образом, можно рассматривать самоуправление как междисциплинарное понятие.

Самоуправление — сложное по природе, многообразное по формам и последствиям социальное явление, распространяющееся на разнообразные процессы в различных сферах жизнедеятельности общества. Его принципиальным признаком является смысловой акцент на независимость, самостоятельность.

2. Особенности детского самоуправления

В.М.Коротков определяет ученическое самоуправление как метод организации воспитательного коллектива [8, с.15]; Ю.П.Сокольников видит в самоуправлении “способ организации деятельности школьников” [21, с.28]; Л.И.Новикова считает, что самоуправление – это разумно осуществляемая самими детьми деятельности, включающая постановку цели, планирование, способы реализации плана, организацию учета и контроля [13, с.7]; Н.Л.Аникеева – что “самоуправление – это организация гуманистических отношений” [20, с.5].

Рассматривая социальный аспект детского самоуправления, необходимо видеть в нем составную часть общественного самоуправления. В то же время самоуправление в детском коллективе – важнейшее средство социализации детей. На его основе у них формируется чувство сопричастности к событиям, происходящим вокруг них, и ответственность за эти события. Развитие самоуправления в детских коллективах невозможно без достаточных правовых гарантий, которые, пока, к сожалению, довольно нечетко определены. В условиях демократического общества создание таких гарантий крайне необходимо.

Детское самоуправление – одна из форм организации жизнедеятельности детей, которую можно классифицировать по тому, кто является субъектом этой организации. Если коллективом управляет только педагог без какого-либо привлечения детей, то речь идет об авторитарной форме управления коллективом, если же сами учащиеся решают проблемы, то такую форму организации можно назвать демократической. Часто самоуправление подменяется выделением группы детей, имитирующих участие коллектива в управлении. Они, по сути, создают “ученическую бюрократию” и никакого отношения к подлинному процессу развития самоуправления не имеют [20, с.6].

Детское самоуправление – не игра, оно всегда связано с реальными полномочиями и реальной ответственностью детей. Попытка превратить самоуправление в игру дискредитирует саму идею вовлечения детей в управление.

Так, в 1980 г. появилась повальная мода проводить так называемые “дни самоуправления”, т. е. игры, в которых дети играли во взрослых. Школьника сажали в кабинете за директорский стол и говорили ему: “Теперь ты ученический директор, только печать не трогай и подписи под документами не ставь…”. Дети сами вели уроки, проводили “педсоветы” и т. д. Заканчивался день “самоуправления”, приходил другой день, в котором уже не находилось места для проявления детьми самостоятельности, и никто уже не собирался прислушиваться к их мнению.

На самом деле в практике школы авторитаризм все-таки преобладает. Поэтому, даже говоря о самоуправлении учителя, исключают такую важную деталь, что оно наступает только тогда, когда дети не только подчиняются кому-то, даже выступая в роли организаторов других детей, но и сами принимают решения.

Самоуправление в детском коллективе возникает только когда имеется какая-то общая цель в группе детей, имеющая значимость не только для этой группы, но и более или менее выраженную социальную направленность.

В повседневной жизни самоуправление воспитанников выражается в планировании и организации деятельности своего коллектива, анализе своей работы, подведении итогов сделанного и принятии соответствующих решений. Так как речь идет о проведении воспитательной работы в условиях педагогического учебного заведения, то смысл ее состоит в том, чтобы способствовать формированию не только личностных качеств, но и качеств необходимых для будущей профессиональной деятельности.

Таким образом, мы можем определить детское самоуправление как демократическую форму организации коллектива детей, обеспечивающую развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения групповых целей.

Составляют это определение следующие ключевые слова: развитие самостоятельности; принятие и реализация управленческих решений; групповые цели.

Развитие самостоятельности – именно развитие, т. е. поэтапная передача детям прав и обязанностей по мере развития детского коллектива и формирования готовности лидеров-организаторов из числа детей к организации деятельности своих товарищей.

Принятие и реализация управленческих решений – обязательный признак развивающегося самоуправления. Именно при решении этой двуединой задачи обретается реальность вовлеченности детей в управление делами своего коллектива.

Наличие групповых целей деятельности, с одной стороны, наполняет самоуправление реальным содержанием, с другой – способствует объединению детей на основе объединения их интересов.

Таким образом, в школе должна быть создана обстановка, при которой каждый учащийся ощущает сопричастность к решению главных задач, стоящих перед педагогами и учащимися. В этом плане важную роль призвано сыграть участие детей в управлении своим коллективом. Школа должна предоставлять учащимся возможность попробовать себя в организации и деятельности клубов, кружков, ассоциаций, в работе школьных средств массовой информации, “избирать и быть избранным в руководящие органы”, получать удовлетворение от процесса и результата своей деятельности, направленной на благо других.

Самоуправленческая жизнедеятельность учебной группы должна способствовать формированию у каждого учащегося опыта и умений, готовности к жизни в будущем трудовом коллективе. Развитие самоуправления помогает детям почувствовать всю сложность социальных отношений, сформировать социальную позицию, определить свои возможности в реализации лидерских функций.

Кроме того, полноправное ученическое самоуправление даёт ребятам серьезные рычаги влияния на школьную политику – не только на свою собственную жизнь в школе, но и на жизнь взрослых, на приятие тех или иных решений, на выбор путей решения различных проблем школьной жизни, в конечном итоге – на направление развития школы [19].

Ученическое самоуправление не может существовать само по себе, оно обязательно должно входить в структуру школьного самоуправления как его часть.

Наиболее важным периодом в плане формирования школьного коллектива является начальная школа.

Именно в начальной школе ученик впервые знакомится со своими будущими товарищами по учебе, первой учительницей, оценкой со стороны педагога, учащихся, именно в начальной школе определяется его новый социальный статус как на основе собственных достижений в учебе, так и на основе личностных качеств. Будучи достаточно внушаемым и зависимым еще от взрослого, школьник в большей степени поддается воспитательным влияниям, формированию таких качеств как уважительность, доброта, стремление прийти на помощь, коллективизм.

Формирование коллектива — это сложный и довольно длительный процесс. [3,с.170] А. С. Макаренко условно подразделял его на три стадии. В основу деления процесса развития коллектива по стадиям берется отношение воспитанников к педагогическим требованиям.

На первой стадии педагог имеет дело с классом, который пока не может быть назван коллективом. Ростки коллективизма могут сложиться лишь в результате большой, напряженной работы воспитателя. На этой стадии дисциплина и порядок в классе или школе соблюдаются на основе требований воспитателей.

Вторая стадия начинается тогда, когда созданы органы коллектива, и они включаются в работу, активно поддерживая требования педагога.

На третьей стадии требования к личности предъявляет весь коллектив. Высшим этапом А. С. Макаренко считал умение каждого воспитанника предъявлять требования к себе.[7,с.2]

Стадии развития коллектива, условно подразделённые А.С. Макаренко, являются опорой для развития стадий школьного самоуправления в начальной школе.

Этапы развития самоуправления в начальной школе: I Этап: Организационную функцию классный руководитель берет на себя:

– предъявляет требования;

– задает правила и нормы взаимоотношений;

– призывает к интересу детей в совместной деятельности.

II Этап:

Выбранный актив берет на себя часть организаторских функций.

Классный руководитель помогает освоить управленческие навыки распределить обязанности в совместной деятельности, наладить отношения.

III Этап:

Достигается гармоничное сочетание подчинения и руководства всех членов коллектива. И взрослые, и дети – сотрудники в общем деле. Появляется реальная защищенность личности в коллективе, создаются условия для самореализации личности.[10,с.47]

Современная школа не может заниматься только обучением, она должна научить школьника быть самостоятельным, совершать поступки и отвечать за них, принимать решения, защищать свои права. Сегодня учащиеся учатся, а завтра они станут взрослыми и начнут самостоятельно жить. Ученики приходят в школу не только за знаниями, а для того, чтобы готовиться к жизни. И важную роль в этом играет ученическое самоуправление.

Нельзя однозначно относиться к организации ученического самоуправления в начальной школе. С одной стороны, ученики очень активны, хотят во всем принимать участие, но с другой стороны, они слишком малы, чтобы участвовать в самоуправлении начальной школы. Можно организовать самоуправление детей в классе: выбрать лидера, разделить класс на группы, устроить соревнование, обучить актив класса работе. Но это не будет самоуправлением. Обязанность педагогов начальных классов – заложить основы самоуправления в начальной школе, чтобы в среднем и старшем звене дети могли самостоятельно решать многие вопросы, возникающие в школьной жизни. В младшем школьном возрасте у учащихся можно сформировать активную жизненную позицию, делать это в среднем и старшем звене порой бывает поздно.[4,с.16]

По мнению Д.В. Рогаткина начальные классы – это такая возрастная ступень, в которой игровые модели самоуправления просто незаменимы. “Младшим ребятам не подходят серьезные формы – совещания, заседания и комитеты. Им нужна именно игра. Самоуправление в начальных классах может существовать в форме сказочного королевства, или внеземной цивилизации, или путешествия в далёкую страну. Это должна быть игра, интересная самим ребятам и обучающая их быть активными. Если, благодаря игровым моделям, дети освоят азы самоуправления уже в младших классах, то налаживать в школе настоящее самоуправление будет гораздо проще”.[5,с.46]

Игра – это не простое развлечение. Игра выполняет в человеческой жизни огромную роль. Она может обучать, развивать и даже воспитывать. Не случайно игровые методики занимают в педагогике одно из самых достойных мест. А игра – совершенно наоборот: веселое, интересное занятие, от которого почти никогда не отказываются. Активность – это одно из главных правил любой игры.

Игровая модель позволяет научить самоуправлению. Но получится это только в том случае, если организована такая игра грамотно. Нужно не только написать правила и распределить роли. Нужно грамотно руководить ходом игры: запустить игровые процессы на старте, затем поддерживать интерес к игре и, конечно же, вовремя и удачно её завершить. А главное – сделать так, чтобы ученики не только играли, но и анализировали то, что происходит в игре. Именно это поможет им заметить и оценить первые ростки самоуправления.

Условия, обеспечивающие развитие у учащихся интереса к самоуправлению:

-уважение, доверие со стороны педагогов, стремление к сотрудничеству, как с органами самоуправления, так и с каждым учащимся;

-реальность прав и серьезность обязанностей органов самоуправления; творческий подход к самоуправлению;

-полнота доверия, тесное сотрудничество;

-высоко значимая цель, которая реализуется в процессе самоуправления;

-гласность и согласованность в решении поставленных вопросов;

-сменяемость актива;

-регулярный анализ и коллективная оценка работы.

Организация любой деятельности должна решать определенные цели и задачи.

Цели организации ученического самоуправления в классе:

– повышение активности учащихся в классных делах;

– реализация интересов каждого учащегося;

– привлечение родителей к совместной деятельности.

Задачи организации ученического самоуправления в классе:

-создать условия для развития организаторских способностей каждого, формировать лидерские качества;

-дать возможность самореализации и самоутверждения каждого через конкретные дела;

-создать условия для развития креативности, инициативности, самостоятельности;

-создать благоприятные условия совместной деятельности детей и взрослых (учителей и родителей);

-формировать толерантность, умение общаться.[9,с.2]

Высшим органом ученического самоуправления класса является классное собрание. Оно решает наиболее важные вопросы:

-определяет основные направления классной жизни;

-обсуждает любые вопросы жизнедеятельности класса, принимает по ним необходимые решения;

-совместно с классным руководителем рассматривает и утверждает план внеурочной работы;

-высказывает предложения по улучшению учебно-воспитательного процесса;

-избирает старосту, заслушивает и оценивает работу актива.

Собрание проводится не реже 1 раза в четверть.

Службы самоуправления в классе избираются под каждый вид деятельности (познавательной, трудовой, культурно-массовой, социальной, спортивной и т.д.) так, чтобы все учащиеся входили в ту или иную службу. Каждая служба выбирает из своего состава председателя. Из председателей составляется совет класса (актив класса). Все члены совета по очереди исполняют роль старосты.

Каждый ученик в классе имеет определенное поручение по своим способностям. Поручения включают учащихся в жизнедеятельность коллектива и социально-значимую деятельность.

Функции органов самоуправления по видам деятельности:

· Познавательная – организует внеклассные мероприятия по предметам; контролирует успеваемость; отвечает за состояние дневников, тетрадей, учебников; организует консультации по предметам; помогает в проведении предметных олимпиад.

· Трудовая – отвечает за озеленение класса; оформляет классный уголок, портфолио класса; помогает в художественном оформлении праздников, следит за порядком и чистотой, дежурство по классу.

· Культурно-массовая – организует и проводит коллективно-творческие дела, конкурсы; организует посещения выставок, театров, музеев; организует и проводит конкурсы рисунков, газет, плакатов.

· Спортивная – организует спортивные праздники, соревнования, дни здоровья; определяет лучших спортсменов.

· Социальная – следит за выполнением творческих поручений; контролирует посещаемость учебных занятий, дежурство по классу; следит за выполнением правил школьной жизни.

Это примерный перечень того, за что могут отвечать службы класса. Так на сегодняшний момент возникла необходимость создания такой службы, которая бы отвечала за энергобезопасность и энергосбережение.

Актив класса:

-организует выполнение решений классного собрания и классных ученических служб;

-организует помощь в учебе учащихся, имеющих проблемы;

-готовит и проводит классные собрания;

-отражает всю важную информацию в классном уголке.

Староста: обеспечивает дисциплину и порядок в классе, отвечает за посещаемость.

Уровень активности ученика в качестве участника ученического самоуправления определяется на основе результатов самооценки ученика (портфолио ученика) и оценки его деятельности активом класса или всем коллективом.

В классе выделяются группы (службы) не по способностям, а по интересам. Причем детям предоставляется возможность в течение года попробовать себя в разных службах. [6,с.52]

Нельзя прийти в класс и сказать детям: “С сегодняшнего дня мы с вами открываем класс волшебников и вы сами будете управлять жизнью в классе”. Необходимо провести подготовительную работу, которая должна включить следующие моменты:

– собрать информацию об ученическом и родительском коллективе;

– планировать работу с учетом особенностей именно этого класса;

– проводить элементы игры, которые давали бы возможность в дальнейшем самостоятельно учащимся осуществлять игровую деятельность;

– проводить контроль осуществляемой деятельности и вовремя вносить необходимые изменения в условия игры.

Важным, конечно, является анализ учителя своей деятельности, который помогает правильно организовать ученическое самоуправление в начальных классах. [1,с.37]

Признаки, по которым будем судить о сформированности самоуправления в начальной школе:

-наличие общей, единой для всей группы социально – полезной цели;

-наличие общественной социально-полезной деятельности;

-наличие выбранных органов самоуправления;

-наличие в группе отношений дружбы и товарищества, взаимной помощи ответственности. Чем больше вы уважаете человека, тем больше от него требуете, т. к. требовательность есть стимул самосовершенствования.

-наличие в коллективе здорового, инициативного “ядра” (актива);

-наличие в группе общественного мнения, общественных традиций, устойчивых взглядов и оценок на содержание коллективной жизни.(21,с.33)

Школа – это маленькая модель общества. Поведение ребенка в школьном коллективе – это поведение взрослого в обществе. Если ребенок инициативен и самостоятелен в школьной жизни, то такой ребенок во взрослой жизни будет инициативным и самостоятельным членом общества.

3. Принципы и функции детского самоуправления

Под принципами деятельности понимают те ее основания, которые определяют главные направления, всю систему функционирования органов ученического самоуправления – содержание, методы, организацию, а также отношения, складывающиеся между участниками самоуправления. Теория социального управления насчитывает до 40 различных принципов, однако, общепринятой классификации принципов не существует. Формулировались принципы управления как социологами (В.Г. Афанасьев, М.К. Бочаров), так и ведущими педагогами (А.С. Макаренко).

На основе разработок этих авторов можно сформулировать следующие социально-педагогические принципы школьного самоуправления с учетом важнейших оснований деятельности сразу трех субъектов школьной жизни (педагогов, учащихся и их родителей):

1) Принцип равноправия. Все участники школьного самоуправления должны иметь равные права субъектов школьной жизни, право решающего голоса при принятии того или иного решения в своем коллективе или ассоциации;

2) Принцип выборности. В соответствии с ним органы самоуправления приобретают соответствующие полномочия в результате полномочных выборов;

3) Принцип обновляемости и преемственности. Этот принцип требует периодического обновления состава органов самоуправления и их руководителей, определенного в нормативных школьных документах. В то же время должна обеспечиваться преемственность в работе между предыдущим и последующим составом того или иного органа самоуправления. Н.И. Приходько объясняет это тем, что “выборы в органы самоуправления должны рассматриваться не как поощрение за хорошую успеваемость, а как конкретная реализация доверия и ответственности, как школа подготовки к общественному самоуправлению” [16, с.40];

4) Принцип открытости и гласности. Вся работа органов самоуправления должна быть открытой для каждого члена коллектива (ассоциации) и обеспечивать получение каждым из них оперативной и достоверной информации;

5) Принцип демократичности. Предполагается вовлечение в самоуправленческую деятельность всех участников образовательного процесса, при этом формы прямой демократии должны иметь приоритетное значение перед формами представительной демократии. Деятельность органов ученического самоуправления основывается на коллективном, свободном обсуждении и решении вопросов, коллегиальности, гласности, постоянном учете общественного мнения;

6) Принцип законности. Необходимость неукоснительного следования органов самоуправления положениям Конституции РФ и другим государственным правовым актам, уставу школы и ее локальным нормативным документам;

7) Принцип целесообразности. Деятельность органа самоуправления должна быть направлена на реализацию личностных и коллективных потребностей и интересов детей, их родителей и педагогов;

8) Принцип представительства. Первичные коллективы должны иметь своих представителей в избираемых ими органах самоуправления;

9) Принцип объединения. Орган ученического самоуправления – это добровольное объединение учащихся с целью совместного решения вопросов по повышению качества учебной жизни. Объединение дает право принимать участие в управлении учебной жизнью города и использовать возможности органа для самореализации и развития;

10) Принцип функционального самоопределения. В деятельности органа ученического самоуправления могут принимать участие не только его постоянные члены. Участники деятельности органа ученического самоуправления добровольно определяют степень своего участия;

11) Принцип гуманности. Органы ученического самоуправления строят свою работу на основе уважения человеческого достоинства и интересов личности. Органы самоуправления должны действовать на основе нравственных ценностей народов России, меры ответственности должны и наказания быть строгими, но гуманными, не унижать достоинство взрослого или ребенка;

12) Принцип коллегиальности и персональности. Коллегиальное принятие управленческих решений и обеспечение персональной ответственности за выполнение каждого решения; создание условий для полного проявления и развития способностей каждого;

13) Принцип свободы и самодеятельности. Означает возможность каждого субъекта самоуправления свободно выбирать методы и формы реализации принятого решения, проявляя активность, творчество, самостоятельность и самодеятельность;

14) Принцип критики и самокритики. Свобода высказывания замечаний, не допуская при этом унижения достоинства окружающих людей;

15) Принцип совета и согласия. Перед принятием решения необходимо советоваться, принимать решение на основе согласия всех или большинства членов органа самоуправления;

16) Принцип системного взаимодействия. Структуры ученического самоуправления, независимо от их уровня системной организации, наиболее эффективно функционируют при максимальной консолидации и взаимодействии.

17) Принцип доброжелательной требовательности. Этим принципом широко пользовался в своей практике А.С. Макаренко. Доброжелательность всегда требовательна, так же как и требовательность, всегда должна быть доброжелательной;

18) Принцип распределения полномочий. Четкое распределение властных полномочий и ответственности между всеми органами ученического самоуправления;

19) Принцип отчетности. Все избранные органы самоуправления и их члены регулярно (не реже одного раза в полугодие) отчитываются перед своими избирателями о проделанной ими работе и ее результатах;

20) Принцип единства и оптимального сочетания коллективных и личных интересов детей. Этот принцип предполагает обеспечение непротиворечивости всех целей актуальным целям каждого. Как писал М.И. Рожков: “Особенно на первом этапе становления детского самоуправления важно, чтобы выдвигаемые перед учащимися цели совместной деятельности не были бы ими сразу отвергнуты как неприемлемые. Обеспечить вовлеченность детей в решение управленческих задач возможно лишь при позитивном их отношении к деятельности” [20, с. 42];

21) Принцип социальной значимости деятельности предполагает мобилизацию детского коллектива вокруг единой цели, сплачивающей участников совместной деятельности. При этом другие цели становятся сопутствующими и подчиняются главной;

22) Еще один важный принцип для деятельности ученического самоуправления выделяет Н.И. Приходько – принцип конкретизации коллективных творческих дел, который позволяет включать школьников в различные виды деятельности, что позволяет побывать им и организатором, и исполнителем одновременно и избежать эгоистического стремления к первенству ради личного превосходства.

Перечисленные принципы составляют основу организации самоуправления общеобразовательного учреждения, которая соответствует главным принципам гуманистической педагогики: признание уникальности и самоценности человека, его права на самореализацию, личностно-равноправная позиция всех участников образовательного процесса, ориентация на интересы обучающихся, уважение их прав и свобод.

Наряду с названными принципами могут действовать и специфические, характерные принципы самоуправления, избранные конкретной школой, вызванные национальными, региональными и местными условиями, особенностями и традициями.

Для достижения данных принципов необходимо реализовать ряд конкретных задач:

· Предоставить учащимся реальную возможность вместе с педагогами участвовать в прогнозировании, организации, исполнении и анализе учебно-воспитательного процесса;

· Формировать у учащихся потребность и готовность совершенствовать свою личность, создавать условия для развития способностей и интересов членов ученического коллектива, обогащать духовный мир, развивать самостоятельное мышление и сознание;

· Воспитывать положительное отношение к общечеловеческим ценностям, нормам коллективной жизни, законам государства, развивать гражданскую и социальную ответственность за самого себя, свою семью, окружающих людей, общество и государство;

· Воспитывать желание бороться за своих друзей и ровесников, помогать им найти себя, преодолевать трудности, приносить пользу людям;

· Формировать умение самостоятельно найти дело, полезное обществу, государству, беречь и охранять природу;

· Особое внимание следует уделять формированию у учащихся демократической культуры; обучать навыкам самоуправления, свободного выбора и ответственности [6, с.63].

Стоит отметить, что цели деятельности и развития ученического самоуправления реализуются путем выполнения определенных функций. При этом необходимо четкое разграничение управленческих и педагогических функций.

Так, Р.Х. Шакуров считает, что управленческие функции представляют собой “совокупность однородных по содержанию, постоянно повторяющихся задач” [22, с.58], своевременное и качественное решение которых необходимо для нормальной работы коллектива. Он выделяет иерархизированную систему функций:

1. Целевые функции. Они определяются в соответствии с ведущими видами деятельности детей;

2. Социально-психологические, которые способствуют формированию сплоченного детского коллектива. Органы самоуправления, реализуя эту функцию, регулируют межличностные и межгрупповые отношения в ученическом коллективе. Выполняя различные общественные поручения по решению органов детского самоуправления, учащиеся вступают в отношения руководства и подчинения, взаимной ответственности, зависимости, контроля. Наличие таких отношений, по образному выражению А.С. Макаренко, “цементирует” коллектив, способствует формированию у учащихся потребности совместной работы и общения, эмоциональной тонизации коллектива, т.е. созданию в коллективе оптимистического настроения, “мажорного тона”, как говорил А.С. Макаренко. Реализуя эту функцию, органы самоуправления должны постоянно быть в курсе настроений членов коллектива, убеждать учащихся в необходимости внимательного отношения друг к другу. Включившись в нее, органы самоуправления стремятся создать обстановку внимания к событиям в жизни членов коллектива, осуществляют учет настроений учащихся и ищут пути улучшения эмоциональной атмосферы, пытаются самостоятельно преодолеть возникающие трудности в создании благоприятного климата отношений;

3. Оперативно-организационные функции, которые служат для реализации функций 1 и 2 групп. Они представляют собой этапы управленческого цикла: выработка и принятие решения; доведение принятого решения до коллектива школы; организация выполнения принятого решения; создание условий для выполнения решения; получение информации о ходе выполнения решения, ее анализ, учет, оценка деятельности, контроль.

Необходимо отметить, что органы самоуправления, наряду с управленческими функциями, реализуют:

– социально-ориентированные функции, отражающие учебно-воспитательные задачи, стоящие перед ученическим коллективом, и направлены на нравственное воспитание будущего поколения, на процесс социализации учащихся;

– личностно-ориентированные, которые направлены на удовлетворение потребностей и интересов учащихся.

М.И. Рожков выделил и специфические функции, отличающиеся от общих управленческих тем, что их реализация возможна только на основе такого признак системы, как саморазвитие. К ним он относит:

1. Самоактивизация предполагает вовлечение как можно большего числа членов детских коллективов в решение управленческой проблемы, систематическую работу по вовлечению учащихся в управление новыми сферами деятельности.

2. Организационное саморегулирование предполагает гибкость в реализации организаторских функций членами ученических коллективов, устойчивое влияние актива на коллектив, способность коллектива самостоятельно изменять свою структуру с целью более успешного решения организаторских задач.

3. Коллективный самоконтроль предполагает постоянный самоанализ органами самоуправления и отдельными организаторами своей деятельности и, на основе этого, поиск более эффективных путей решения управленческих задач [20, с. 19].

Как пишет Н.И. Приходько: “В реальной школьной практике все функции ученического самоуправления находятся в тесном взаимодействии. Так, организация коллектива на выполнение принятого решения, безусловно, требует анализа принятого решения, определения путей. Форм и методов его выполнения, внесения определенных корректив в процесс сотрудничества и взаимодействия” [16, с.44].

Ученическое самоуправление не может быть наделено функциями администрирования, т.е. оно не может подменять деятельности учителей, директора и его заместителя. Учащиеся должны делать только то, что входит в функции представляемых ими органов. Нельзя смешивать самоуправленческие функции с профессиональными.

Таким образом, основное предназначение ученического самоуправления – удовлетворить индивидуальные потребности обучающихся, направленные, прежде всего на защиту гражданских прав и интересов. Участие в решении насущных проблем школы, участие обучающихся в ученическом самоуправлении способствует формированию более четкой и осознанной гражданской позиции и ценностного отношения к себе и другим, позволяет повысить социальную компетенцию, развивает социальные навыки поведения и установки на самостоятельное принятие решений в проблемных ситуациях. Ученическое самоуправление открывает для многих школьников возможности проявить свои личностные способности, найти интересное дело, организовать его выполнение, принимая на себя персональную ответственность за его выполнение.

4. Условия и организация детского самоуправления

Актуальность ученического самоуправления в структуре общего образования отражена в положениях ст.89 Закона РФ от 29.12.2012 г. №273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”. Данная статья провозглашает, что управление системой образования осуществляется на принципах законности, демократии, автономии образовательных организаций, информационной открытости системы образования и учета общественного мнения и носит государственно-общественный характер – и дает право на управление учебным заведением (то, есть право на самоуправление) педагогам, родителям и учащимся. Таким образом, самоуправление является формой управления образовательным учреждением. Органы школьного самоуправления, сформированные учащимися, принято называть органами ученического самоуправления.

Развитие ученического самоуправления в общеобразовательных учреждениях зависит от успешности решения целого ряда задач организационного, кадрового, программно-методического, социально-педагогического и психологического характера. Организационные условия состоят в том, чтобы самоуправление функционировало на всех 4 уровнях (индивидуальный, первичный коллектив, коллективы школы и общешкольные органы). Для этого, прежде всего, необходимо проанализировать социально-педагогическую ситуацию, в которой работает данное учреждение, выяснить интересы и потребности детей и их родителей. Важно так же учесть особенности школы, ее профиль, основные задачи, которые она признана решать, а так же сложившиеся традиции, материальные и кадровые возможности. Кадровые условия – возможность профессионального роста педагогов в сфере самоуправления, а так же активистов ученического самоуправления.

Социально-педагогические условия:

– Опора в работе с учащимися на ведущие принципы деятельности, теорию воспитательного коллектива и педагогической диагностики; учет психологических и возрастных особенностей и возможностей учащихся, их индивидуальных качеств; направленность деятельности на реализацию потребностей и интересов учащихся в школе;

– Включение в работу с органами ученического самоуправления по возможности большего числа педагогов;

– Формирование положительного отношения родителей к работе органов ученического самоуправления и привлечение их к участию в их деятельности.

– Использование в работе органов ученического самоуправления традиций, ритуалов, соревнований, игры, форм коллективного, группового и индивидуального поощрения общественной активности школьников;

– Позиция сотрудничества педагогов и учащихся в совместной деятельности.

Психологические условия:

– Сплоченность школьных и первичных коллективов учащихся.

– Благоприятный психологический климат в школе, преобладающее мажорное настроение в нем;

– Формирование и развитие “этических ориентиров школьников”: добросовестного творческого отношения к труду и общественной работе, стремления проявить в низ свои способности, лучшие качества; развитие собственных волевых качеств, умение владеть своим настроением, быть выдержанным и терпеливым; доброта, тактичность, чуткость т отзывчивость в отношениях с окружающими; умение ценить общественное мнение, правильно относиться к справедливым замечаниям и критике со стороны учителей, товарищей, родителей;

– Предоставление каждому учащемуся такой роли в органах ученического самоуправления, которая соответствует его склонностям и интересам, дает возможность для самореализации;

– Сближение формальной и неформальной структур первичных и школьного коллективов за счет расширения системы поручений в соответствии с интересами.

-Развитие делового сотрудничества, психологической совместимости, взаимного доверия, уважения, взаимопомощи и взаимопонимания между участниками самоуправления;

– Выработка целей, ценностей, определение единых норм и принципов совместной деятельности и взаимоотношений всех участников самоуправленческой деятельности;

– Психологически обоснованная позиция и заинтересованность педагогов в развитии ученического самоуправления;

– Желательно моральное и материальное поощрение педагогов, детей, активно участвующих в самоуправлении. Об их вкладе в общее дело коллектива должны знать все участники образовательного процесса.

Программно-методические условия:

– Развитие ученического самоуправления невозможно без серьезного программно-методического обеспечения этого вида деятельности на всех уровнях;

– Цели и задачи программно-методических документов должны отражать общую стратегию развития, основные принципы педагогической деятельности, главные содержательные линии работы по развитию ученического самоуправления;

– Программы обучения навыкам организации самоуправления должны содержать разные уровни сложности и позволять педагогу найти оптимальный вариант работы с той или иной группой активистов или с отдельным ребенком. “…ученическое самоуправление в школе может развиваться не только за счет расширения его границ, включения в самоуправленческую деятельность новых и новых участников, но и за счет усложнения его задач” [13, с. 15]. Важность и необходимость создания эффективного школьного самоуправления для педагогов понятна. Но точка зрения взрослых наставников может не совпадать с точкой зрения детей и их родителей на проблему школьного самоуправления. Для этого необходимо выделить несколько направлений деятельности органов ученического самоуправления:

представительское направление – участие ученического совета в обсуждении школьных проблем и принятии решений, выработка мнения учеников по вопросам школьной жизни, участие в работе органов общешкольного самоуправления;

разрешение конфликтов – посредничество в разрешении внутришкольных конфликтов на принципах добровольности;

информационное направление – информирование школьников о школьных проблемах и путях их решения, деятельности ученического совета;

шефское направление – организация шефства старших над младшими;

внешние связи – организация взаимодействия с внешкольными структурами, органами самоуправления соседних школ, привлечение внешних ресурсов к решению проблем учеников и школы в целом;

организаторское направление – поддержка досуговых, социально-значимых и иных инициатив школьников;

правозащитное направление – защита прав учеников в школе.

Приведенный список вовсе не является исчерпывающим. Тем более, он не означает, что в органе ученического самоуправления нужно обязательно создавать структурные подразделения, подобные секторам или штабам. Возможно, ученическое самоуправление в данной конкретной школе будет вести только одно направление деятельности. Ученический совет может вести и два-три направления работы, при этом, делая всю работу единой командой – как правило, небольшой группе активистов продуктивнее работать в качестве единого целого, нежели дробиться на более мелкие группы.

Заключение

Проанализировав и обобщив теоретические исследования и практический опыт в организации самоуправлении учащихся, мы приходим к выводу, что многогранность детского самоуправления как психолого-педагогического явления – причина и источник многочисленных толкований и определений.

Изучив разные толкования сущности ученического самоуправления ведущих педагогов, мы определили детское самоуправление как демократическую форму организации детей, обеспечивающую развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения групповых целей. Оно, как и школьное самоуправление, входит в общую структуру процесса управления общественными и социальными процессами и явлениями.

Важно и то, что ученическое самоуправление должно рассматриваться, в первую очередь, не в качестве одного из элементов воспитательной работы школы, а в качестве самостоятельного общественного института, позволяющего ученикам реализовать свое право на участие в управлении образовательным учреждением.

Далее было уточнено, что при организации деятельности органов школьного самоуправления предлагается руководствоваться, как и общими, так и специфическими принципами, избранные конкретной школой, вызванные национальными, региональными и местными условиями, особенностями и традициями.

Цели деятельности и развития ученического самоуправления реализуются путем выполнения определенных функций. При этом необходимо четкое разграничение управленческих и педагогических функций. Ученическое самоуправление не может быть наделено функциями администрирования, т.е. оно не может подменять деятельности учителей, директора и его заместителя. Учащиеся должны делать только то, что входит в функции представляемых ими органов. Нельзя смешивать самоуправленческие функции с профессиональными.

Анализ теоретических исследований позволил определить, что знание функций, принципов деятельности ученического самоуправления способствует построение системы его деятельности, его развитию и совершенствованию на четкой методологической основе.

Участие детей в работе органов самоуправления – это способ практики жить в социальном пространстве прав и обязанностей, возможность продемонстрировать уникальность своей личности, осознать свою сопричастность к тому, что происходит в обществе, освоить общественный опыт.

самоуправление ученический коллектив воспитательный

Список литературы

1. Закон РФ от 29.12.2012 г. №273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”// http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html.

2. Бочкарев В.И. Директору школы о самоуправлении. – М.: Владос, 2001. – 192 с.

3. Дик Н.Ф. Воспитательная система образовательного учреждения: Книга современного руководителя. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2006. – 301 с.

4. Коротов В. М. Самоуправление школьников. – 3-е изд., доп. и перераб. – М.: Просвещение, 1981. – 208 с.

5. Лизинский В.М. Практическое воспитание в школе. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Центр “Педагогический поиск”, 2002. – 160 с.

6. Маклаков А.В. Общая психология.- СПб.: Питер, 2006. – 592 с.

7. Новикова Л.И. Самоуправление в школьном коллективе. – М.: Знание, 1988. – 78 с.

8. Орлова О. В. Право и самореализация личности в гражданском обществе. – М.: Институт государства и права РАН, 2007. – 203 с.

9. Приходько Н.И. Педагогические основы ученического самоуправления: книга для учителя. – М.: Просвещение, 1988. – 190 с.

10. Рожков М.И. Развитие самоуправления в детских коллективах. – М., Владос, 2002. – 169 с.

11. Сокольников Ю.П. Системный анализ воспитания школьников. – М.: Педагогика, 1986. – 136 с.

12. Шакуров Р.Х. Социально-психологические проблемы руководства педагогическим коллективом. – М.: Педагогика, 1982. – 207 с.

13. Шевелева Н.Н. Проблемы детского самоуправления в современной школе // Проблемы современного образования. 2010. № 3. С. 55-60. – http://elibrary.ru/item.asp?id=16319162.

Поделиться статьёй
Поделиться в telegram
Поделиться в whatsapp
Поделиться в vk
Поделиться в facebook
Поделиться в twitter
Матвей Ковалёв
Матвей Ковалёв
Закончил ВГУ факультет философии и психологии. Моя основная работа – преподавание, но в свободное время я занимаюсь репетиторством и написанием студенческих работ на сайте «Диплом777». В компании работаю шесть лет. Нравится помогать студентам в учебе, начиная от написания рефератов и эссе и заканчивая созданием курсовых и дипломных проектов.

Ещё статьи

Нет времени делать работу? Закажите!
Вид работы
Тема
Email

Отправляя форму, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и обработкой ваших персональных данных.