8
Определение и виды понятия как первой формы мышления
Понятие (имя) — форма мышления, отражающая определенное множество (класс) предметов или явлений действительности в общих для них существенных признаках.
Существенные признаки — наиболее важные и выбранные таким образом, что каждый признак — необходим, а вместе их достаточно для познания данного предмета по какой-то стороне его содержания.
Совокупность существенных признаков называется содержанием понятия.
Совокупность предметов, мыслимых в данном понятии, называется объемом понятия.
Между содержанием и объемом существует обратная зависимость: чем больше объем, тем меньше содержание и наоборот.
Переходы между понятиями с разными объемами осуществляются с помощью операций обобщения и ограничения.
Понятия подразделяются:
Данная классификация неполная, однако в ней представлены все наиболее существенные виды (типы) понятий. Рассмотрим их подробнее:
Конкретные — в понятии мыслится какой-либо предмет или совокупность предметов;
Абстрактные — в понятии мыслятся отдельные свойства, стороны, отношения предметов, отвлеченные от самого предмета;
Общие — понятия, в которых мыслится более 1 предмета;
Единичные — понятия, в которых мыслится 1 предмет;
Собирательные — понятия, в которых мыслится целая группа или совокупность предметов, однако мыслится в качестве единого предмета;
Пустые — понятия, в содержание которых включаются взаимонесовместимые признаки;
Сравнимые — понятия, в содержании которых, несмотря на различие некоторых признаков, имеются также и общие, а потому допускающие сравнение;
Несравнимые — понятия, предметы которых принадлежат к совершенно различным областям;
Совместимые — такие два понятия, в содержании которых нет призна-ков, исключающих возможность полного или частичного совпадения объемов;
Несовместимые — такие понятия, в содержании которых имеются признаки, исключающие возможность даже частичного совпадения объемов обоих понятий;
Равнозначащие — такие понятия, у которых содержание заключает в каждом из них различные признаки, однако признаки эти так связаны между собой, что в силу этой связи объемы понятий совпадают, оказываются тождественными;
Подчиненные и подчиняющие — отношения частного понятия к более общему и более общего к частному;
Перекрещивающиеся — понятия, в содержании которых имеются признаки различные, но могущие принадлежать предмету в различных отношениях и потому не исключающие воз-можность частичного совпадения объемов понятий;
Противоречащие — два таких понятия, из которых одно имеет в своем содержании известную группу признаков, а другое не заключает в своем содержании ничего, кроме одного только отрицания этих признаков;
Противоположные — два таких несовместимых понятия, из которых в содержании одного не только отрицаются признаки другого, но и замещаются другими — несовместимыми с ним признаками;
Соподчиненные — несколько несовместимых между собой понятий, которые, будучи одинаково общими, подчинены родовому понятию, ближайшему к ним по степени общности.
Помимо указанных понятий, различают также понятия по характеру признаков, на основе которых обобщаются предметы, на:
Относительные — понятия, в которых мыслятся предметы, существование одного из которых предполагает существование другого и вне этого другого понято быть не может;
Безотносительные — понятия, в которых предметы мыслятся самостоятельно, безотносительно к другим предметам;
Положительные — понятия, характеризующие в предмете присутствие того или иного качества или отношения;
Отрицательные — понятия, характеризующие в предмете отсутствие того или иного качества или отношения, которое однако должно было присутствовать в данном предмете.
Существуют еще множество видов понятий, которые можно классифицировать по другим, не упомянутым нами признакам.
Очень удобно рассматривать понятия, их взаимосвязь и структуру их взаимоотношений с помощью так называемых “кругов Эйлера”, точное название — диаграммы Эйлера.
Совместимые Частично совместимые
Несовместимые
Равнозначащие
Подчиненные и подчиняющие
!
В случаях, когда подчиняющее и подчиненное понятия оба — понятия общие, то говорят, что подчиняющее понятие есть род, а подчиненное — вид.
Родовое понятие, будучи более широким по объему, чем видовое, заключает в своем содержании меньшее количество признаков в сравнении с видовым понятием.
Перекрещивающиеся
Противоречащие
(контрадикторные)
Противоположные Соподчиненные
(контрарные)
Признак — наличие или отсутствие свойства у предмета, а также наличие или отсутствие отношения между предметами. Кроме существенных и несущественных, различают еще признаки: простые, сложные, отрицательные, положительные, собственные, несобственные, необходимые, случайные и т.д.
Во многих случаях, именно правильное уточнение того или иного признака, присущего понятию, позволяет провести операцию определения понятия — дефиниции.
1. Практическое задание
1) Дайте полную логическую характеристику понятий
— Датский физик Нильс Бор — единичное, конкретное, позитивное, несобирательное, безотносительное.
— Древний философ — общее, конкретное, несобирательное, позитивное, безотносительное.
— Антарктида — единичное, конкретное, позитивное, несобирательное, безотносительное.
2) В каких отношениях находятся следующие понятия, изобразите с помощью круговых схем Эйлера.
— небесное тело и звезда — понятия совместимые, подчиненные и подчиняющие, т.к. звезда — частное понятие подчиняется более общему понятию небесное тело.
— треугольник и сторона треугольника понятия совместимые, подчиненные и подчиняющие, т.к. треугольник — общее понятие фигуры, состоящей из сторон и углов, а сторона треугольника — частное понятие подчиняется более общему.
— орган государственного управления и министерство понятия совместимые, подчиненные и подчиняющие, т.к. орган государственного управления — общее понятие, включающее в себя более частное понятие министерство.
— дерево, дуб, клен понятия совместимые, подчиненные и подчиняющие, т.к. дерево — общее понятие, включающее в себя более частные понятие дуб и клен
3) Совершите ограничение и обобщение понятий
— предмет мебели, ограничение: стул, обобщение: предмет.
— университет, ограничение: Кембридж, обобщение: учебное заведение.
— Конституция, ограничение: статья Конституции, обобщение: документ.
4) Установите, какой из основных законов логики — тождества, противоречия, исключенного третьего, достаточного основания — нарушен в следующих примерах.
Желая узнать, имеет ли воздух вес, Аристотель надул им бычий пузырь и взвесил его. Потом выпустил из него воздух и снова взвесил. Вес в обоих случаях оказался одинаковым. Из этого философ сделал вывод, что воздух невесом.
Нарушен закон достаточного основания, т.к. вес воздуха по сравнению с весом пузыря может быть настолько мал и весы могут быть настолько не точны, что вес воздуха стремится к нулю, но может быть не равен ему, поэтому не достаточно одного опыта с пузырем, что делать выводы о весе воздуха.
5) Найдите предложения, которые выражают суждение. Раскройте структуру этих суждений.
— «Как можно уважать человека, который добивается того, чего не имеет, а то, что имеет, не ценит?» (Шекспир). Сложное суждение. Субъект — человек, предикаты — который добивается и не ценит.
— «Хвала рукам, которые пахнут хлебом». Простое суждение. Субъект — руки, которые пахнут хлебом, предикат — хвала. Суждение — общеутвердительное, S есть Р.
— «Кто дежурный?»
6) Определите вид суждения
— В Украине есть высокотехнологичные производства. Суждение существования.
— В жилищном хозяйстве и комбинатах коммунальных предприятий заработная плата меньше, чем на предприятиях коммунальной теплоэнергетики. Суждение с отношением.
7) Определите вид суждения по объединенной классификации и качеству.
— Все студенты нашей группы обязаны сдавать зачет по логике. — А (общеутвердительное)
— Некоторые преподаватели вузов не имеют ученой степени. — О (частноотрицательное)
— Наибольшим должником за употребленные жилищно-коммунальные услуги является население. — I (частноутвердительное).
8) Определите вид и логическую форму сложного суждения.
— Кроме гарантирования заработной платы, оплачиваемая работа задает жизни ритм, наделяет его целью, а нас — ощущением значимости. Суждение общеутвердительное, конъюнктивное.
— Вчера он получил двойку не только по математике, но еще и по русскому. Суждение общеутвердительное, конъюнктивное.
9) Постройте умозаключение путем превращения.
— Часть налогов, которые получает государство, являются прямыми налогами. — Часть налогов, которые получает государство, не являются косвенными налогами.
— Некоторые семьи не являются полными. — Некоторые семьи являются неполными.
10) Сделайте вывод с помощью обращения.
— Большинство предприятий мясоперерабатывающей промышленности являются рентабельными. — Большинство рентабельных предприятий относятся к мясоперерабатывающей промышленности.
— Ни одно животное не имеет эстетических чувств. — Ни одно эстетическое чувство не присуще ни одному животному.
11) Осуществите умозаключение путем противопоставления предикату.
— Ни один из банков не является кредитором. — Некоторые кредиторы — банки.
— Все правдивые утверждения заслуживают внимания. — Невнимание незаслуженно по отношению к правдивым утверждениям.
12) Определите вид индуктивного умозаключения. Найдите посылки и вывод, обоснуйте возможность вывода.
Социологический опрос в нашем университете обнаружил склонность его студентов к обучению по индивидуальным графикам. Следовательно, студенты нашего университета не желают учиться по негибкому расписанию занятий.
Посылка — проведение социологического опроса, заключение — склонность студентов к индивидуальному обучению. Вывод — нежелание студентов учиться по негибкому расписанию.
Неполное индуктивное умозаключение. Возможность вывода — так как многие студенты учатся по индивидуальному графику, значит существующий график учебы не устраивает студентов по каким-либо причинам и соответственно они не хотят учиться по расписанию и переходят на индивидуальное обучение.
13) Определите какой метод исследования причинных связей применен в рассуждении.
В одной из столовых города обедали четверо мужчин. При этом трое из них отравилось, а четвертый, который сидел с ними за одним столом, остался здоровым. Стало известно, что посетитель этой столовой А. — потреблял борщ, котлеты с гарниром и компот, посетитель Б — котлеты с гарниром и компот, посетитель В — лишь котлеты с гарниром, посетитель Г — борщ и компот. Следовательно, котлеты с гарниром были причиной отравления.
Метод исключения (элиминативный)
14) Определите по аналогии построены приведенные народные поговорки
— Большому кораблю — глубокую воду. — Маленький корабль не требует большой глубины, так как у него небольшое водоизмещение, соответственно большой корабль требует глубоких водоемов, так как у него большое водоизмещение.
— Берегись быка спереди, осла — сзади, а плута — со всех сторон. — Бык, осел и плут опасны каждый по своему, у быка — рога, у осла — копыта, а плут опасен во всех отношениях, так как хитрость и обман опаснее физических увечий. Поэтому необходимо беречься всех: и быка, и осла, и особенно плута.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Гетманова А.Д. Логика.М., 1994.
Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика. М., 1987.
Свинцов В.И. Логика.М., 1998.