Приём заказов:
Круглосуточно
Москва
ул. Никольская, д. 10.
Ежедневно 8:00–20:00
Звонок бесплатный

Определение и виды понятия как первой формы мышления

Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url:
Логотип сайта компании Диплом777
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание

8

Определение и виды понятия как первой формы мышления

Понятие (имя) — форма мышления, отражающая определенное множество (класс) предметов или явлений действительности в общих для них существенных признаках.

Существенные признаки — наиболее важные и выбранные таким образом, что каждый признак — необходим, а вместе их достаточно для познания данного предмета по какой-то стороне его содержания.

Совокупность существенных признаков называется содержанием понятия.

Совокупность предметов, мыслимых в данном понятии, называется объемом понятия.

Между содержанием и объемом существует обратная зависимость: чем больше объем, тем меньше содержание и наоборот.

Переходы между понятиями с разными объемами осуществляются с помощью операций обобщения и ограничения.

Понятия подразделяются:

Данная классификация неполная, однако в ней представлены все наиболее существенные виды (типы) понятий. Рассмотрим их подробнее:

Конкретные — в понятии мыслится какой-либо предмет или совокупность предметов;

Абстрактные — в понятии мыслятся отдельные свойства, стороны, отношения предметов, отвлеченные от самого предмета;

Общие — понятия, в которых мыслится более 1 предмета;

Единичные — понятия, в которых мыслится 1 предмет;

Собирательные — понятия, в которых мыслится целая группа или совокупность предметов, однако мыслится в качестве единого предмета;

Пустые — понятия, в содержание которых включаются взаимонесовместимые признаки;

Сравнимые — понятия, в содержании которых, несмотря на различие некоторых признаков, имеются также и общие, а потому допускающие сравнение;

Несравнимые — понятия, предметы которых принадлежат к совершенно различным областям;

Совместимые — такие два понятия, в содержании которых нет призна-ков, исключающих возможность полного или частичного совпадения объемов;

Несовместимые — такие понятия, в содержании которых имеются признаки, исключающие возможность даже частичного совпадения объемов обоих понятий;

Равнозначащие — такие понятия, у которых содержание заключает в каждом из них различные признаки, однако признаки эти так связаны между собой, что в силу этой связи объемы понятий совпадают, оказываются тождественными;

Подчиненные и подчиняющие — отношения частного понятия к более общему и более общего к частному;

Перекрещивающиеся — понятия, в содержании которых имеются признаки различные, но могущие принадлежать предмету в различных отношениях и потому не исключающие воз-можность частичного совпадения объемов понятий;

Противоречащие — два таких понятия, из которых одно имеет в своем содержании известную группу признаков, а другое не заключает в своем содержании ничего, кроме одного только отрицания этих признаков;

Противоположные — два таких несовместимых понятия, из которых в содержании одного не только отрицаются признаки другого, но и замещаются другими — несовместимыми с ним признаками;

Соподчиненные — несколько несовместимых между собой понятий, которые, будучи одинаково общими, подчинены родовому понятию, ближайшему к ним по степени общности.

Помимо указанных понятий, различают также понятия по характеру признаков, на основе которых обобщаются предметы, на:

Относительные — понятия, в которых мыслятся предметы, существование одного из которых предполагает существование другого и вне этого другого понято быть не может;

Безотносительные — понятия, в которых предметы мыслятся самостоятельно, безотносительно к другим предметам;

Положительные — понятия, характеризующие в предмете присутствие того или иного качества или отношения;

Отрицательные — понятия, характеризующие в предмете отсутствие того или иного качества или отношения, которое однако должно было присутствовать в данном предмете.

Существуют еще множество видов понятий, которые можно классифицировать по другим, не упомянутым нами признакам.

Очень удобно рассматривать понятия, их взаимосвязь и структуру их взаимоотношений с помощью так называемых “кругов Эйлера”, точное название — диаграммы Эйлера.

Совместимые Частично совместимые

Несовместимые

Равнозначащие

Подчиненные и подчиняющие

!

В случаях, когда подчиняющее и подчиненное понятия оба — понятия общие, то говорят, что подчиняющее понятие есть род, а подчиненное — вид.

Родовое понятие, будучи более широким по объему, чем видовое, заключает в своем содержании меньшее количество признаков в сравнении с видовым понятием.

Перекрещивающиеся

Противоречащие

(контрадикторные)

Противоположные Соподчиненные

(контрарные)

Признак — наличие или отсутствие свойства у предмета, а также наличие или отсутствие отношения между предметами. Кроме существенных и несущественных, различают еще признаки: простые, сложные, отрицательные, положительные, собственные, несобственные, необходимые, случайные и т.д.

Во многих случаях, именно правильное уточнение того или иного признака, присущего понятию, позволяет провести операцию определения понятия — дефиниции.

1. Практическое задание

1) Дайте полную логическую характеристику понятий

— Датский физик Нильс Бор — единичное, конкретное, позитивное, несобирательное, безотносительное.

— Древний философ — общее, конкретное, несобирательное, позитивное, безотносительное.

— Антарктида — единичное, конкретное, позитивное, несобирательное, безотносительное.

2) В каких отношениях находятся следующие понятия, изобразите с помощью круговых схем Эйлера.

— небесное тело и звезда — понятия совместимые, подчиненные и подчиняющие, т.к. звезда — частное понятие подчиняется более общему понятию небесное тело.

— треугольник и сторона треугольника понятия совместимые, подчиненные и подчиняющие, т.к. треугольник — общее понятие фигуры, состоящей из сторон и углов, а сторона треугольника — частное понятие подчиняется более общему.

— орган государственного управления и министерство понятия совместимые, подчиненные и подчиняющие, т.к. орган государственного управления — общее понятие, включающее в себя более частное понятие министерство.

— дерево, дуб, клен понятия совместимые, подчиненные и подчиняющие, т.к. дерево — общее понятие, включающее в себя более частные понятие дуб и клен

3) Совершите ограничение и обобщение понятий

— предмет мебели, ограничение: стул, обобщение: предмет.

— университет, ограничение: Кембридж, обобщение: учебное заведение.

— Конституция, ограничение: статья Конституции, обобщение: документ.

4) Установите, какой из основных законов логики — тождества, противоречия, исключенного третьего, достаточного основания — нарушен в следующих примерах.

Желая узнать, имеет ли воздух вес, Аристотель надул им бычий пузырь и взвесил его. Потом выпустил из него воздух и снова взвесил. Вес в обоих случаях оказался одинаковым. Из этого философ сделал вывод, что воздух невесом.

Нарушен закон достаточного основания, т.к. вес воздуха по сравнению с весом пузыря может быть настолько мал и весы могут быть настолько не точны, что вес воздуха стремится к нулю, но может быть не равен ему, поэтому не достаточно одного опыта с пузырем, что делать выводы о весе воздуха.

5) Найдите предложения, которые выражают суждение. Раскройте структуру этих суждений.

— «Как можно уважать человека, который добивается того, чего не имеет, а то, что имеет, не ценит?» (Шекспир). Сложное суждение. Субъект — человек, предикаты — который добивается и не ценит.

— «Хвала рукам, которые пахнут хлебом». Простое суждение. Субъект — руки, которые пахнут хлебом, предикат — хвала. Суждение — общеутвердительное, S есть Р.

— «Кто дежурный?»

6) Определите вид суждения

— В Украине есть высокотехнологичные производства. Суждение существования.

— В жилищном хозяйстве и комбинатах коммунальных предприятий заработная плата меньше, чем на предприятиях коммунальной теплоэнергетики. Суждение с отношением.

7) Определите вид суждения по объединенной классификации и качеству.

— Все студенты нашей группы обязаны сдавать зачет по логике. — А (общеутвердительное)

— Некоторые преподаватели вузов не имеют ученой степени. — О (частноотрицательное)

— Наибольшим должником за употребленные жилищно-коммунальные услуги является население. — I (частноутвердительное).

8) Определите вид и логическую форму сложного суждения.

— Кроме гарантирования заработной платы, оплачиваемая работа задает жизни ритм, наделяет его целью, а нас — ощущением значимости. Суждение общеутвердительное, конъюнктивное.

— Вчера он получил двойку не только по математике, но еще и по русскому. Суждение общеутвердительное, конъюнктивное.

9) Постройте умозаключение путем превращения.

— Часть налогов, которые получает государство, являются прямыми налогами. — Часть налогов, которые получает государство, не являются косвенными налогами.

— Некоторые семьи не являются полными. — Некоторые семьи являются неполными.

10) Сделайте вывод с помощью обращения.

— Большинство предприятий мясоперерабатывающей промышленности являются рентабельными. — Большинство рентабельных предприятий относятся к мясоперерабатывающей промышленности.

— Ни одно животное не имеет эстетических чувств. — Ни одно эстетическое чувство не присуще ни одному животному.

11) Осуществите умозаключение путем противопоставления предикату.

— Ни один из банков не является кредитором. — Некоторые кредиторы — банки.

— Все правдивые утверждения заслуживают внимания. — Невнимание незаслуженно по отношению к правдивым утверждениям.

12) Определите вид индуктивного умозаключения. Найдите посылки и вывод, обоснуйте возможность вывода.

Социологический опрос в нашем университете обнаружил склонность его студентов к обучению по индивидуальным графикам. Следовательно, студенты нашего университета не желают учиться по негибкому расписанию занятий.

Посылка — проведение социологического опроса, заключение — склонность студентов к индивидуальному обучению. Вывод — нежелание студентов учиться по негибкому расписанию.

Неполное индуктивное умозаключение. Возможность вывода — так как многие студенты учатся по индивидуальному графику, значит существующий график учебы не устраивает студентов по каким-либо причинам и соответственно они не хотят учиться по расписанию и переходят на индивидуальное обучение.

13) Определите какой метод исследования причинных связей применен в рассуждении.

В одной из столовых города обедали четверо мужчин. При этом трое из них отравилось, а четвертый, который сидел с ними за одним столом, остался здоровым. Стало известно, что посетитель этой столовой А. — потреблял борщ, котлеты с гарниром и компот, посетитель Б — котлеты с гарниром и компот, посетитель В — лишь котлеты с гарниром, посетитель Г — борщ и компот. Следовательно, котлеты с гарниром были причиной отравления.

Метод исключения (элиминативный)

14) Определите по аналогии построены приведенные народные поговорки

— Большому кораблю — глубокую воду. — Маленький корабль не требует большой глубины, так как у него небольшое водоизмещение, соответственно большой корабль требует глубоких водоемов, так как у него большое водоизмещение.

— Берегись быка спереди, осла — сзади, а плута — со всех сторон. — Бык, осел и плут опасны каждый по своему, у быка — рога, у осла — копыта, а плут опасен во всех отношениях, так как хитрость и обман опаснее физических увечий. Поэтому необходимо беречься всех: и быка, и осла, и особенно плута.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Гетманова А.Д. Логика.М., 1994.

Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика. М., 1987.

Свинцов В.И. Логика.М., 1998.

Picture of Любовь Баранова
Любовь Баранова
Закончила ГАУГН, философский факультет. Преподаю в колледже уже шесть лет, за это время написала три научные статьи, сейчас работаю над четвертой. Кроме этого работаю детским репетитором и автором студенческих работ на сайте «Диплом777». Очень ценю свою работу за то, что постоянно развивают сама и могу делиться своими знаниями со студентами.