Дипломная работа на тему Обзор дистанционных систем обучения иностранному языку

Министерство образования и науки РФ

ФГБОУ ВПО “Восточно-Сибирская государственная академия образования”

Гуманитарный факультет

Кафедра иностранных языков и лингводидактики

К у р с о в а я р а б о т а

Обзор дистанционных систем обучения иностранному языку

Выполнила: студентка 3 курса

Горбунова Галина Николаевна

Проверила: кан.пед.наук,

доцент Гончарова Т.В.

Иркутск 2014

Оглавление

Введение

Глава 1. Теоретические основы дистанционного обучения

1.1 Понятие дистанционного обучения и образования

1.2 Особенности дистанционного обучения

1.3 Компоненты курса дистанционного обучения

1.4 Методика дистанционного обучения

1.5 Подходы и методы обучения, используемые в дистанционном обучении

Выводы по 1 главе

Глава 2. Обзор дистанционных систем обучения

2.1 СДО Moodle

2.2 СДО TrainingWare Class

2.3 СДО Claroline LMS

Выводы по 2 главе

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Одна из наиболее активно обсуждающихся в последние годы тем – это тема таких услуг как обучение с использованием глобальной сети INTERNET или дистанционное обучение. Представление и мнение о целесообразности такой формы обучения самые различные, а часто и совершенно противоположные. Это совершенно нормально, если учесть, что еще недавно дистанционной считалась практически любая методика обучения, при которой хотя бы часть материалов выдавалась на руки для самостоятельного изучения. Особой роли не играл и носитель информации: бумажный или магнитный.

В последнее время наметилась тенденция к большей определенности. Дистанционное образование все чаще связывают с замкнутой системой обучения, при которой основным средством общения, обучения и передачи информации является INTERNET. Разработанная в 1991 году Web-технология становится той средой, куда наиболее естественно и эффективно вписывается дистанционное обучение, не исключая использования средств FTP (FileTransferProtocol Используемый в Internet протокол (и программа) передачи файлов между компьютерами), электронной почты и т.п.

Занимая по форме промежуточное положение между очным и заочным, дистанционное обучение есть явление совершенно особое, не сводимое к первым двум. Специально разработанная оболочка должна обеспечивать полный набор инструментов, позволяющих обучать индивидуально, обеспечивать всю информационную поддержку в соответствии с учебными планами, тестирование и самотестирование, систему итоговых контрольных мероприятий и т.п.

Актуальность. Современная социально- экономическая ситуация в стране и в системе образования такова, что традиционные формы получения образования и модели обучения не могут удовлетворить потребностей в образовательных услугах, обычно сконцентрированных в больших городах. Выход заключается в поиске новых форм образования. Одной из них явилось дистанционное обучение (ДО). В век информационных технологий все большее значение в жизни людей принимает Дистанционное Обучение, которое позволяет обеспечить принципиально новый уровень доступности образования при сохранении его качества.

Цель работы заключается в поиске и анализе существующих систем дистанционного обучения для практического применения в процессе обучения английскому языку.

Объектом исследования выступают системы дистанционного обучения английскому языку.

Предметом исследования является дистанционное обучение как одна из форм получения различного образования.

Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие задачи:

1. Изучение понятия дистанционного обучения, его достоинств и недостатков.

2. Изучение существующих концепций и практических моделей ДО.

3. Анализ существующих систем дистанционного обучения.

Методы исследования. Для решения поставленных задач был использован комплекс взаимодействующих и взаимодополняющих исследовательских методов: методы теоретического анализа литературы, анализ и сравнение полученных данных.

Работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения и списка литературы.

Глава 1. Теоретические основы дистанционного обучения

1.1 Понятие дистанционного обучения и образования

Что же такое дистанционное обучение? Существует множество определений этого феномена, но суть его в том, что в системе обучения учитель и ученик разделены физическим пространством, которое преодолевается путем коммуникации посредством соответствующих технологий. Дистанционная форма – не синоним заочной формы обучения, так как здесь предусматривается постоянный контакт с преподавателем, с другими учащимися, имитация всех видов очного обучения, но специфичными формами [Полат, 2004].

Часто в литературе термины “дистанционное обучение” и “дистанционное образование” употребляются как синонимы. Их смешению способствует и идентичность аббревиатуры – ДО. Но обучение – это целенаправленный, организованный процесс взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучающихся. Термин же “образование” представляет собой результат обучения, воспитания и развития личности, классифицируется по назначению (общее и специальное), по уровню (начальное, среднее, высшее), по области знаний (гуманитарное, естественно-научное, техническое), по отраслям и т.д., но не по расстоянию до обучающегося. Из приведенных определений рассматриваемых терминов следует, что данные термины обозначают разные понятия, и предпочтительным представляется использование термина “дистанционное обучение” [Панарина, 2004, с.116-120].

Дистанционное обучение (ДО) является формой получения образования, наряду с очной и заочной, при которой в образовательном процессе используются лучшие традиционные и инновационные методы, средства и формы обучения, основанные на компьютерных и телекоммуникационных технологиях.

Основу образовательного процесса при ДО составляет целенаправленная и контролируемая интенсивная самостоятельная работа обучаемого, который может учиться в удобном для себя месте, по индивидуальному расписанию, имея при себе комплект специальных средств обучения и согласованную возможность контакта с преподавателем по телефону, электронной и обычной почте, а также очно.

В системе образования ДО отвечает принципу гуманистичности согласно которому никто не должен быть лишен возможности учиться по причине бедности, географической или временной изолированности, социальной незащищенности и невозможности посещать образовательные учреждения в силу физических недостатков или занятости производственными и личными делами. Являясь следствием объективного процесса информатизации общества и образования и, вбирая в себя лучшие черты других форм, ДО войдет в ХХI век как наиболее перспективная, синтетическая, гуманистическая, интегральная форма получения образования.

В мировой практике существуют две модели ДО, различные по форме обучения и по характеру методов и средств обучения: “американская” (очное обучение с использованием средств телекоммуникаций, при котором имеет место опосредованное взаимодействие обучающего и обучаемого, происходящее либо в режиме реального времени, либо в режиме последующего просмотра обучаемым учебного материала) и “британская” (корреспондентное обучение, при котором обучающий и обучаемые разделены расстоянием, а обучение происходит практически самостоятельно на основе разработанных учебно-методических комплектов; в этом случае ближе термин “заочное обучение”).

ДО – процесс получения знаний, формирования умений и навыков с помощью специализированной образовательной среды, которая основана на использовании информационно-коммуникативных технологий, обеспечивающих обмен учебной информацией на расстоянии, и которая реализует систему сопровождения и администрирования учебного процесса; новая самостоятельная система обучения со своим компонентным составом: целями, содержанием, методами, организационными формами и средствами обучения [Богомолов, 2005 ].

дистанционный обучение образование коммуникативный

1.2 Особенности дистанционного обучения

Гибкость

Обучающиеся, в основном, не посещают регулярных занятий в виде лекций, семинаров. Каждый может учиться столько, сколько ему лично необходимо для освоения курса, дисциплины и получения необходимых знаний по выбранной специальности.

Модульность

В основу программ ДО закладывается модульный принцип. Каждая отдельная дисциплина или ряд дисциплин, которые освоены обучающимся, создают целостное представление об определенной предметной области. Это позволяет из набора независимых учебных курсов формировать учебный план, отвечающий индивидуальным или групповым потребностям.

Параллельность

Обучение может проводиться при совмещении основной профессиональной деятельности с учебой, т.е. “без отрыва от производства”.

Дальнодействие

Расстояние от места нахождения обучающегося до образовательного учреждения (при условии качественной работы связи) не является препятствием для эффективного образовательного процесса.

Асинхронность

Подразумевается тот факт, что в процессе обучения обучающий и обучаемый могут реализовывать технологию обучения и учения независимо во времени, т.е. по удобному для каждого расписанию и в удобном темпе.

Охват

Эту особенность иногда называют “массовостью”. Количество обучающихся в СДО не является критичным параметром. Они имеют доступ ко многим источникам учебной информации (электронным библиотекам, базам данных), а также могут общаться друг с другом и с преподавателем через сети связи или с помощью других средств ИТ.

Рентабельность

Под этой особенностью подразумевается экономическая эффективность ДО. Средняя оценка зарубежных и отечественных образовательных систем ДО показывает, что они обходятся приблизительно на 10-50% дешевле, в основном за счет более эффективного использования существующих учебных площадей и технических средств ИТ, а также представления более концентрированного и унифицированного содержания учебных материалов и ориентированности технологий ДО на большое количество обучающихся и других факторов.

Преподаватель

Речь идет о новой роли преподавателя (в СДО – тьютора), когда на него возлагаются такие функции, как координирование познавательного процесса, корректировка преподаваемого курса, консультирование, руководство учебными проектами и т.д. Взаимодействие с обучающимися осуществляется, в основном, асинхронно с помощью почты или систем связи. Допускаются и приветствуются также и очные контакты.

Обучающийся

Точнее, новая роль обучающегося, или, как более принято в системе ДО, слушателя. Для того, чтобы пройти ДО, от него требуется исключительная самоорганизация, трудолюбие и определенный стартовый уровень образования.

НИТ (Новые информационные технологии)

В СДО используются, преимущественно, НИТ (компьютеры, аудио- видеотехника, системы и средства телекоммуникаций и др.)

1.3 Компоненты курса дистанционного обучения

Курс ДО должен включать следующие компоненты:

– общие сведения о курсе, его назначении, цели, задачах, содержании (структуре), условиях приема в группы обучения, вступительные и итоговые документы, условия регистрации, дающей право на получение пароля с целью стать полноправным участником процесса обучения под руководством преподавателя;

– базу данных, содержащую справочные материалы по предметной области курса и блоки анкет, позволяющие получить необходимые сведения о пользователе;

– собственно обучающий курс, структурированный по автономным модулям и включающий многочисленные мультимедийные фрагменты (звук, видео, анимацию);

– блок заданий, направленных на усвоение материала и проверку его понимания, осмысления;

– блок творческих заданий, направленных на самостоятельное применение усвоенных знаний, умений, навыков в решении конкретных проблем;выполнение проектов индивидуально или в группах сотрудничества; практические работы (индивидуальные, совместные);

– блок контроля самостоятельной деятельности обучаемых, контроля результатов их работы (индивидуально или совместно, в группах сотрудничества) [Полат, 2004];

– базу данных по часто задаваемым вопросам и ответам к ним;

– электронную почту для обеспечения оперативных взаимодействий типа “студент – преподаватель”, “преподаватель – студенты”, а также блоки заданий для работы со студентами посредством электронной почты;

– форум, обеспечивающий совместную работу студентов и блоки заданий для работы посредством форума;

– лист WWW-адресов, имеющих отношение к данному курсу;

– анонимную таблицу текущей успеваемости студентов;

– Интернет – страницу текущих объявлений;

– средства обеспечения аудио- и видеоконференций [Панарина, 2004];

Перед созданием курса необходимо:

– уточнить возможности использования уже существующих систем ДО или уже разработанных кем-то материалов;

– продумать систему взаимодействия студентов с преподавателями; – определить соотношение между традиционными методами и методами ДО в концептуальном плане.

1.4 Методика дистанционного обучения

Методика обучения иностранным языкам переживала свои трудности в поисках оптимальных путей для формирования эффективного направления в выработке форм и методов обучения иностранным языкам. В определенный момент, с развитием прогресса, появился активный методологический поиск, который, собственно говоря, продолжается и сейчас, способствуя развитию современных методических решений обучения иностранным языкам. Можно сказать, что началось образование комплексного метода, который включает лучшие элементы разных методик, не исключая и метод дистанционного обучения иностранным языкам.

Методика дистанционного обучения является одной из самых молодых методик. Эта форма до недавнего времени не применялась очень широко в области преподавания иностранных языков. И хотя существовали различные радио и телепередачи, печатные средства, организовывались заочные курсы обучения языкам для тех, кто желал изучать иностранные языки или совершенствовать свои знания в этой области, – результативно овладеть иностранным языком в условиях редких встреч с преподавателем практически невозможно. Между тем постоянно велись поиски обучения иностранным языкам на расстоянии. Со временем шире стали использоваться возможности телевидения, видеозаписи, а с появлением интернета возможности значительно увеличились. И все же нет еще стройной всеобъемлющей методики в этой деятельности, а успех ее осуществления зависит от многих факторов и в первую очередь от системной обратной связи с опытным преподавателем. Здесь на помощь в настоящее время приходит использование компьютерных телекоммуникационных технологий для обучения вообще и иностранным языкам в частности. Можно отметить ряд преимущественных аспектов данной формы обучения. Одним из самых важных, пожалуй, является тот факт, что у людей появляется возможность изучать иностранный язык, если ранее они такой возможности не имели, по причине отсутствия учебных учреждений, педагогов, техники. Затем надо отметить оперативную передачу информации на любые расстояния. Большое преимущество перед другими формами обучения – гибкий график занятий, весьма положительный фактор. Эта форма обучения расширяет возможности доступа к источникам информации, передачи ее на расстоянии, накопления и хранения информации, организации и участия в различных интерактивных телекоммуникационных проектах, непосредственном общении с носителями языка и с преподавателями на расстоянии. Кроме того, она позволяет проводить обучение большого количества людей, создавать единую образовательную среду, снижает затраты на обучение (нет необходимости в аренде помещений), при правильном подходе повышает качество образования за счет применения средств огромных электронных библиотек. Online симуляторы и игры-менеджеры – одна из активно развивающихся форм дистанционного обучения.

Хотя нельзя не сказать и о недостатках данного метода, которые в достаточной степени влияют на позицию дистанционного обучения среди других методик.

Основным недостатком является то, что не все имеют возможность воспользоваться этой методикой – нужны определенные технические средства и, конечно, можно говорить о несовершенстве формы контроля – ведь высшие учебные заведения, к сожалению, еще не готовят специалистов курса предусматривающего обучение методике дистанционного преподавания. Надо подготовить морально преподавателей к внедрению новых технологий, обучить представителей ППС, разработать базу нормативно-правовых документов, регламентирующих внедрение и проведение дистанционного образования, разработать электронные курсы. При этом следующие факторы надо учитывать:

– использование педагогических методов;

– научность разработанных для данной программы материалов;

– наличие эффективной обратной связи и взаимодействие преподавателя и ученика, т.е. максимальная интерактивность между преподавателем и обучаемым;

– очень важным аспектом любой программы является мотивация;

– программа или курс должны быть уровневыми, чтобы обучаемый мог выбрать любой модуль в зависимости от своего уровня обученности; (учитываются уровни ступеней, периодов обучения, этапов формирования умений и навыков по всем видам речевой деятельности и стадий, которые определяются внутри этапов)

– особое значение имеет продуманное звуковое сопровождение и т.д.

Поэтому говоря о методике дистанционного обучения, прежде всего, следует начать с содержательной и методологической части программы. Мы должны учитывать, что обучение иностранному языку на расстоянии должно строиться на особой основе, так как обучаемым передаются не только готовые знания, но в то же время обучаемых стимулируют к добыванию знаний в процессе учебно-познавательной деятельности. При этом не надо забывать о принципе новизны в изучении иностранных языков, например, больше использовать вариативность текстов разного содержания, пусть даже построенных на одном и том же материале, что предполагает отказ от простого заучивания и способствует развитию речевых умений.

Дистанционное обучение хотя и отличается от других методик, но его методические принципы схожи с принципами других методик, так как прежде всего принцип коммуникативности служит платформой для любой из них. То есть надо помнить, что “общение – это лучшее обучение общению”.

Благодаря наличию специфических черт, дистанционное обучение все больше становится самостоятельным явлением в методологии, эта форма обучения завоевывает свою определенную позицию, постоянно развивается и совершенствуется. После принятия федерального закона об электронном обучении и дистанционных образовательных технологиях, все чаще в СМИ можно встретить дискуссии о возможностях использования дистанционно-образовательных технологий в образовательном процессе, причем чаще речь идет о ВУЗах, а между тем в школах с 2000 года в российском образовательном пространстве функционирует интернет-школа “Просвещение”. Несколько областей в России апробируют обучение по предложенным технологиям и надо отметить, что, говоря о дистанционном обучении, внедрение этих новых технологий выявил новый интерес к работе в инновационном режиме, выявил интерес учителей к повышению квалификации. Модернизировался контроль, оптимизировался процесс подготовки учителей к урокам, в том числе и в традиционной классно-урочной системе.

1.5 Подходы и методы обучения, используемые при дистанционном обучении

Подход к обучению представляет собой точку зрения на сущность предмета, которому надо обучать, выступает как самая общая методологическая основа исследования в конкретной области знаний, определяет стратегию обучения языку и выбор метода обучения, реализующего такую стратегию. Методы обучения являются тактической моделью процесса обучения.

Коммуникативно-деятельностный подход считается оптимальным и рассматривается в качестве теоретической базы построения современной системы обучения русскому языку как иностранному. Для этого подхода характерны следующие черты:

– в центре обучения находится обучающийся как субъект учебной деятельности;

– система обучения предполагает максимальный учет индивидуально-психологических, возрастных и национальных особенностей личности обучающегося;

– деятельностный характер обучения предполагает организацию занятий как учебной деятельности, направленной на постановку и решение учащимися конкретной учебной задачи;

– объектом обучения должна быть речевая деятельность в таких ее видах, как слушание, говорение, чтение, письмо;

– первостепенное внимание уделяется созданию и поддержанию у обучающихся потребности в общении и усвоении с ее помощью профессионально значимой и представляющей общекультурную ценность информации;

– реализация основных требований к современному учебному процессу: коммуникативного поведения преподавателя на уроке, использования упражнений, максимально воссоздающих значимые для учащихся ситуации общения, параллельного усвоения грамматической формы и ее функции в речи, учета индивидуальных особенностей учащегося при ведущей роли его личностного аспекта, ситуативности процесса обучения, рассматриваемого и как способ стимулирования речевой деятельности и как условие развития речевых умений.

Однако при ДО есть возможность использования методов, принципов и приемов как бихевиористского подхода, когда овладение языком идёт путем образования речевых автоматизмов в ответ на предъявляемые стимулы, так и индуктивно-сознательного подхода, когда овладение языком происходит путем наблюдения за речевыми образцами, что приводит к овладению языковыми правилами и способами их употребления в речи (например, в играх на изучение новой лексики и грамматики, при многократном прослушивании аудиозаписей или стихотворений с концентрированным содержанием определенной лексики и конструкций, при просмотре видео). Познавательный подход, т.е. сознательное овладение языком в последовательности от знаний в виде правил и инструкций к речевым навыкам и умениям на основе усвоенных знаний, можно использовать при создании соотнесённого с модулями основного курса комплекса правил, творческих заданий и упражнений, предназначенного для самостоятельной работы заинтересованных в более глубоком усвоении русского языка студентов, или для дополнительной работы со студентами, чьи психологические особенности требуют именно сознательного подхода к обучению.

При таком интегрированном подходе к ДО целесообразно говорить и о комбинированном методе, объединяющем в себе принципы следующих методов обучения:

Коммуникативный метод, в основе которого лежат такие принципы, как речевая направленность обучения, систематичность, функциональность, ситуативность, новизна, интуитивность в сочетании с сознательным овладением языком, параллельное усвоение всех видов речевой деятельности, устное опережение;

Суггестопедический метод, позволяющий раскрыть резервы памяти, повысить интеллектуальную активность личности, развить положительные эмоции, снимающие чувство утомляемости и способствующие росту мотивации обучения. Всё это способствуют значительному увеличению объема усваиваемого материала за единицу времени, формированию прочных речевых навыков и умений и способности включаться в различные ситуации общения;

Прямой метод, имеющий целью обучение практическому владению языком, на начальном этапе – преимущественно его устной форме. Отбор лексического материала обусловлен темами общения, хорошо разработанная система фонетических упражнений позволяет эффективно овладевать звуковой стороной языка; наглядность используется как одно из основных средств семантизации иноязычного материала. Применение чтения и письма способствует закреплению нового материала. Использование ТСО привело к образованию современных вариантов прямого метода: аудиовизуального и аудиолингвального;

Аудиолингвальный метод (АЛМО) предусматривает в процессе занятий многократное прослушивание и воспроизведение вслед за диктором строго отобранных структур, что ведет к их автоматизации. Занятия организуются в последовательности: слушание – говорение – чтение – письмо. Формирование речевых навыков происходит при выполнении упражнений на многократное повторение образцов. Речевая практика преобладает над объяснениями и комментариями. Широко используется страноведческая информация.

В процессе овладения структурами языка были выделены четыре этапа:

– заучивание путем подражания;

– сознательный выбор новой модели при ее противопоставлении уже известным;

– практика в тренировке модели;

– свободное употребление модели.

Аудиовизуальный метод позволяет обучить языку в сжатые сроки на ограниченном лексико-грамматическом материале, характерном для сферы обиходно-бытового общения и преимущественно в устной форме при интенсивном использовании средств зрительной и слуховой наглядности. Последние используются в качестве основного средства семантизации и активизации учебного материала и призваны обеспечить зрительно-слуховой синтез. Концепция метода базируется принципах глобальности (в качестве единицы обучения рассматривается предложение, восприятие и воспроизведение которого носит целостный характер), устного опережения, беспереводности, ситуативности (материал вводится в форме диалогов с использованием типичных ситуаций повседневного общения), функциональности (отбор языкового материала подчинен задачам общения). Языковой материал представлен, в основном, разговорными клише.

В рамках метода разработана модель обучения, включающая четыре этапа занятий:

– представление – глобальное восприятие материала, преимущественно интуитивное;

– объяснение – поэтапная проработка зрительно-слухового ряда при установке на полное усвоение его содержания и звуковой синтез;

– закрепление – образование речевых автоматизмов;

– развитие – формирование речевых умений на основе приобретенных знаний и навыков и свободное говорение в пределах темы урока и отработанных ситуаций общения.

Поскольку речь идёт о краткосрочном курсе, то кроме коммуникативной направленности процесса обучения необходимо учитывать и его интенсивность. Однако при интенсификации обучения не должна страдать его эффективность. Использование компьютера и подсоединяемых технических средств и программ позволяет создать комбинирований метод, включающий в себя метод активизации резервных возможностей обучаемого (Г.А. Китайгородская), отдельные элементы ритмопедии (Г.М. Бурденюк) и релаксопедии (И.Е. Шварц, Б.К. Моисеев). Названные методы направлены главным образом на овладение устной иноязычной речью в сжатые сроки и при значительной ежедневной концентрации учебных часов. Интенсивные методы обучения опираются на неиспользуемые в обычном обучении психологические резервы личности учащегося. От традиционного обучения интенсивные методы отличаются способами организации и проведения занятий: уделяется повышенное внимание различным формам педагогического общения, социально-психологическому климату в группе, созданию адекватной учебной мотивации, снятию психологических барьеров при усвоении языкового материала и речевом общении;

метод активизации следует принципам:

1) двуплановости процесса обучения. Под вторым планом в поведении человека подразумеваются особенности его мимики, жестов, манеры держаться, говорить (интонирование фразы), посредством которых он располагает к себе окружающих;

2) глобального использования всех средств воздействия на психику учащегося (опора на слуховые и зрительные образы, создание у учащегося определенного эмоционального состояния, положительно влияющего на эффективность усвоения материала). Используются ролевые игры, музыкальный фон, средства наглядности;

3) индивидуального обучения через групповое. Сотрудничество преподавателя и учащихся способствует возникновению управляемого эффекта группового обучения;

4) взаимодействия ролевых и личностных элементов в обучении. В ходе занятий происходит постепенный переход от ролевого (учебного) общения к личностному.

Выводы научной работы С.Н. Киселёвой [Киселева, 1998 ] свидетельствуют о том, что данный метод является оптимальным при интенсивном обучении.

Ритмопедия предусматривает создание оптимальных условий для работы механизмов памяти и представляет собой методику интенсивного ввода иноязычной информации, ее закрепление и активизацию с использованием ритмостимуляции в условиях группового общения. Ритмостимуляция понимается создателями метода как воздействие на биоритмику человека монотонными низкочастотными импульсами звука, света, цвета и музыкального сопровождения через слуховой и зрительный каналы восприятия. Это способствует образованию благоприятных условий для долговременного хранения учебного материала в объеме, превышающем обычные нормы в 2-3 раза (75 фраз за 45 мин). Обучение с помощью ритмопедии включает:

– сеанс ввода учебной информации на фоне ритмостимуляции;

– самостоятельную лабораторную работу, направленную на закрепление введенного материала с помощью технических средств обучения;

– занятие под руководством преподавателя, имеющее целью активизацию введенного и закрепленного материала.

Деятельность обучаемых во время сеанса программируется таким образом, чтобы учебный материал воспринимался трижды: для слухового, зрительного и речевого канала. Сочетание логического (вербальная информация) и эмоционального (музыкальный фон, световые эффекты, голос диктора), воспринимаемых одновременно сознанием и подсознанием, помогает раскрытию резервных возможностей головного мозга, что способствует увеличению объема и прочности запоминания материала [Колосницина, 2001].

Выводы по главе 1

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что дистанционное обучение представляет собой целенаправленный интерактивный, асинхронный процесс взаимодействия субъектов и объектов обучения между собой и со средствами обучения, причем процесс обучения индифферентен к их пространственному расположению. Образовательный процесс проходит в специфической педагогической системе, элементами которой являются подсистемы: целей обучения, содержания обучения, методов обучения, средств обучения, организационных формы обучения, учебно-материальная, финансово-экономическая, нормативно-правовая.

Глава 2. Обзор дистанционных систем обучения английскому языку

Мы провели поиск систем дистанционного обучения доступных в сети интернет. Анализ выявил три основных платформы дистанционного обучения. Приведем обзор данных систем дистанционного обучения используемых для обучения английскому языку:

2.1 Система дистанционного обучения Moodle

Moodle (модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда) — свободная система управления обучением, распространяющаяся по лицензии GNU General Public License.

Система реализует философию “педагогики социального конструкционизма” и ориентирована прежде всего на организацию взаимодействия между преподавателем и учениками, хотя подходит и для организации традиционных дистанционных курсов, а так же поддержки очного обучения.

Moodle переведена на десятки языков, в числе и русский и используется в 197 странах мира [http://ru.wikipedia.org/].

Moodle – это программа, позволяющая интегрировать обучение в классе целиком в сеть, используя веб-технологии. Ученики смогут по-настоящему учиться, получая доступ к различным ресурсам класса. Moodleпозволяет эффективно организовать процесс обучения, используя такие возможности как проведение семинаров, тестов, заполнение электронных журналов, включение в урок различных объектов и ссылок из интернета, и многие другие.

Благодаря развитой модульной архитектуре, возможности Moodle могут легко расширятьсясторонними разработчиками. Существенное расширение функциональных возможностей Moodle достигается за счёт интеграции подсистемы для организации вебинаров/веб-конференций. Помимо языковой поддержки и шаблонов оформления, Moodle позволяет подключать также следующие типы модулей:

· Элементы курса

· Отчеты администратора

· Типы заданий

· Плагины аутентификации

· Блоки

· Форматы курсов

· Отчеты по курсам

· Поля базы данных (для элемента курса “База данных”)

· Плагины подписки на курсы

· Фильтры Отчеты по оценкам

· Форматы экспорта оценок

· Форматы импорта оценок

· Портфолио

· Типы вопросов в тестах

· Форматы импорта/экспорта тестов

· Отчеты по тестам

· Хранилища файлов

· Типы ресурсов

· Плагины поиска

2.2 TrainingWare Class

TrainingWareClass это первая российская система дистанционного обучения с открытым кодом. Это технологическая платформа для автоматизации процессов обучения и аттестации пользователей. Она обеспечивает взаимодействие между преподавателем и учениками в процессе обучения, разработку курсов и тестов, поддержку очного обучения и, что особенно востребовано, автоматизированную аттестацию пользователей. TrainingWare Class позволяет формировать индивидуальный подход к обучению и автоматизировать рутинную работу учителя.

На сегодняшний день trainingwareClass является единственной свободно распространяемой российской СДО, разработанной, в отличие от зарубежных аналогов, с учетом требований отечественного образования. За счет масштабируемости решений на базе trainingwareClass могут создаваться комплексные системы автоматизации учебных процессов и системы мониторинга обучения уровня района, города или региона, а так же формироваться единые библиотеки учебно-методических материалов, создаваемые участниками педагогических сообществ и социальных сетей.

СДО trainingwareClass уже используется во многих учреждениях начального и среднего профессионального образования Санкт-Петербурга.

2.3 Claroline LMS

Claroline LMS – это платформа для электронного электронного обучения (Learning) и электронной деятельности (Working), позволяющая учителям создавать эффективные онлайн-курсы и управлять процессом обучения и совместными действиями на основе веб-технологий. Переведённая на 35 языков, Claroline LMSобладает обширным сообществом пользователей и разработчиков по всему миру. Claroline LMS выпущена на основе лицензии с Открытым Кодом (OpenSource). Она применяется в сотнях организаций 90 стран мира. Она позволяет создавать и администрировать курсы в режиме онлайн. Каждый курс содержит ряд инструментов, позволяющих преподавателю:

* Указать описание курса

* Опубликовать документы в любом формате (текст, PDF, HTML)

* Администрировать публичные и приватные форумы

* Разрабатывать пути обучения

* Объединять студентов в группы

* Подготавливать для обучающихся онлайн упражнения (задания)

* Управлять повесткой дня с задачами и сроками выполнения

* Публиковать анонсы (так же и по эл.почте)

* Вывешивать онлайн информацию о текущих заданиях

* Просматривать статистику активности пользователей

* Использовать технологию wiki для совместного написания документов.

Выводы по главе 2

Итак, мы рассмотрели три платформы систем дистанционного обучения: Moodle, TrainingWare Class и Claroline LMS. Все три платформы бесплатные и выпущены на основе лицензии с Открытым Кодом. Самой популярной системой дистанционного обучения является Moodle. Данная системы широко используется как в школах, так и в высших учебных заведениях.

Заключение

Для достижения поставленной цели мы изучили понятие дистанционного обучения, его достоинства и недостатки. Так же изучили существующие концепции и практические модели ДО, проанализировали существующие системы дистанционного обучения и пришли к следующим выводам:

Дистанционное обучение английскому языку открывает новые возможности в обучении и самообучении, значительно расширяя и информационное пространство, и информационную сферу обучения. Дистанционное обучение английскому языку, используя самые современные формы информационного обмена, системного и межсистемного взаимодействия, предоставляет новые механизмы реализации межпредметных, межнаучных и социокультурных связей.

Необходимо формализовать понятия и содержание дистанционного обучения английскому языку, определить информационную архитектуру образуемой им системы дистанционного обучения в рамках общей системы предметного и межпредметного обучения, определить его логическое место в системе школьного образования и воспитания социальной личности ученика.

Деятельность и развитие социальной информационной системы определяют ее внутренние информационные отношения и внешние отношения с ее окружением, отношения в информационной сфере, в которой она сформирована. Как и всякая социальная информационная сфера, среда обучения английскому языку нуждается в оптимизации, соответствующей ее организации, в управлении и регулировании.

Каждый участник информационного процесса должен действовать в пределах правил этого регулирования, то есть информационных прав и обязанностей, регламентируемых этой системой – законами, нормами, стандартами, требованиями образования, воспитания, обучения.

Задачей школьного образования является не только достижение конкретных целей обучения с помощью дистанционного обучения, но и во-первых, задача научить использованию форм, познавательных средств и возможностей дистанционного обучения английскому языку, а во-вторых, дать возможность ощутить реальные результаты его применения.

И наконец, дистанционное обучение – это новая ступень в системе образования.

Список используемой литературы

1. Андреев, A.A. Дидактические основы дистанционного обучения в высших учебных заведениях [Текст] / А.А. Андреев // Автореф. дис. .д-ра пед. наук. М., 1999. – 41 с.

2. Богомолов А.Н., Ускова О.А. Дистанционное обучение: обзор отечественных и зарубежных технологий и методик [Текст]: учебно-методическое издание. / А.Н. Богомолов, О.А. Ускова. – М.: ЦМО – 2004. – 70 с.

3. Богомолов, А.Н. Дистанционное обучение: электронные ресурсы и формы их интеграции в учебный процесс [Текст] / А.Н. Богомолов // Изучение русского языка и культуры в странах АТР: 15 лет РКИ на Дальнем Востоке России. Материалы II Международной научно-практической конференции. Владивосток, 13-14 апреля 2005 г. Владивосток: Изд-во Дальневосточного университета, 2005. С. 40-45

4. Денисова, Л.Г. Место интенсивной методики в системе обучения иностранным языкам [Текст] / Л.Г. Денисова // Иностранные языки в школе. – 1999. – №4. – С. 5-8.

5. Дмитриенко, Т.А. Методика преподавания английского языка в вузе [Текст]: учеб. пособие./ Т.А. Дмитриенко — М.: МЭЛИ, 2009. — 92с.

6. Иванченко, Д.А. Системный анализ дистанционного обучения.

7. Киселёва, С.Н. Реализация принципов интенсивного обучения в учебнике русского языка как иностранного для подготовительного факультета (начальный этап) [Текст] / Киселёва С.Н., Кухаревич Н.Е. // Вестник ЦМО МГУ. – М.: РУДН, 1998 г. – №1. – С. 3-5

8. Колосницина, Г. В. Мультисенсорная технология обучения РКИ и построение на её основе учебных комплексов, включающих аудио- и видеоматериалы [Текст] / Г.В. Колосницина // Вестник ЦМО МГУ. – М., 2001. – №2. – С. 9-13.

9. Кривошеев, А.О. Методология разработки компьютерного учебного пособия [Текст] / А.О. Кривошеев // Дистанционное образование. – 1998. – №2. – С.9-11.

10. Морев, И. А. Образовательные информационные технологии. Часть 3. [Текст]: учебное пособие / И.А. Морев – Владивосток: Изд-во ДВГУ, 2004. – 150 с.

11. Назаренко, А.Л. Дистанционное образование и преподавание иностранных языков-опыт факультета иностранных языков МГУ [Интернет источник] / А.Л. Назаренко, К. Роусон-Джонс , Ж.Г. Аношкина // URL:http://www.ioso.ru/distant/for%20teacher/video_conf11.htm

12. Панарина, Н.А. Дистанционное обучение: к вопросу об основных понятиях [Текст] / Н.А. Панарина // Социологические исследования.- 2004. – № 4. – С. 116-120

13. Пассов, Е.И. Цель обучения иностранному языку на современном этапе развития общества /Е.И. Пассов, В.П. Кузовлев, В.С. Коростелев // ИЯШ. — 1987. — №6 — С.48–56

14. Полат, Е.С. Общие требования к электронному учебнику, созданному на базе Интернет технологий. / Е.С. Полат, А.Е. Петров // URL:http://www.ioso.ru/distant/library/publication/5.htm

15. Полат, Е.С. Организация дистанционного обучения иностранному языку на базе компьютерных телекоммуникаций [Текст]: учеб. пособие для вузов / Е.С. Полат. Теория и практика дистанционного обучения: / Под ред. Е.С. Полат. -М.: Академия, 2004. – 412 с.

16. Полат, Е.С. Теория и практика дистанционного образования [Текст] / Е.С. Полат. – М.: Академия, 2004. – 416 с.

17. URL:http://www.yanglish.ru/art/distant.htm

18. URL:http://12news.ru/doc3399.html

19. URL:http://ru.wikipedia.org/

20. URL:http://hotuser.ru/distanczionnoe-obuchenie/764–moodle#01

Поделиться статьёй
Поделиться в telegram
Поделиться в whatsapp
Поделиться в vk
Поделиться в facebook
Поделиться в twitter
Матвей Ковалёв
Матвей Ковалёв
Закончил ВГУ факультет философии и психологии. Моя основная работа – преподавание, но в свободное время я занимаюсь репетиторством и написанием студенческих работ на сайте «Диплом777». В компании работаю шесть лет. Нравится помогать студентам в учебе, начиная от написания рефератов и эссе и заканчивая созданием курсовых и дипломных проектов.

Ещё статьи

Нет времени делать работу? Закажите!
Вид работы
Тема
Email

Отправляя форму, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и обработкой ваших персональных данных.