Дипломная работа на тему Конкурентоспособность и приоритеты России во внешней торговле

Оглавление

  • Введение
    • Глава 1. Государственное регулирование внешнеторговой деятельности
      • 1.1.Сущность и основные принципы государственного регулирования внешней торговли
      • 1.2.Методы государственного регулирования внешней торговли
  • Глава 2. Особенности государственного регулирования внешней торговли
    • 2.1.Механизмы регулирования внешней торговли
    • 2.2.Органы государственного регулирования внешней торговли
  • Глава 3. Конкурентоспособность и приоритеты России во внешней торговле
  • 3.1.Конкурентоспособность на современном этапе развития
  • 3.2 Приоритеты и направления развития внешней торговли России
  • Заключение
  • Список используемой литературы

Введение

Международная торговля стала самой первой формой внешнеэкономических связей. Причинами ее роста в настоящее время служат возникновение новых отраслей и реконструкция старых; индустриализация развивающихся стран; углубление специализации; либерализация. Наиболее динамично развивается торговля наукоемкими товарами и продукцией высоких технологий. Также, структура мировой торговли отражает потребность экономик в научно-техническом прогрессе и технологической специализации производства, когда разные стадии технологического производства находятся в разных странах, что существенно снижает издержки и увеличивает доход. В современных условиях внешнеэкономическая деятельность является важной составляющей, формирующей структуру, динамику, устойчивость национальной экономики.

Сегодня ни одно государство в мире не может успешно развиваться без эффективной системы внешнеэкономических отношений, позволяющих интегрироваться в мировое хозяйство. Вместе с тем, несмотря на тенденцию к интеграции, мировая экономика остается конгломератом хозяйств с различными уровнями развития и несовпадающими, а подчас и прямо противоположными интересами. Поэтому каждой стране крайне важно оценивать свое нынешнее и возможно будущее место в мировом сообществе с учетом собственных интересов и специфических целей развития. В этих условиях особое значение приобретает государственное регулирование внешнеэкономической деятельности как совокупности мер и институтов, способствующих осуществлению внешнеэкономической политики страны в отношении взаимосвязей с зарубежными партнерами.

Глава 1. Государственное регулирование внешнеторговой деятельности

1.1 Сущность и основные принципы государственного регулирования внешней торговли

Государственное регулирование экономики — система институтов и мероприятий в рамках государства, служащая устойчивому функционированию и развитию экономической системы страны в соответствии с социально-экономическими целями, одобренными обществом. Кушлин В.И. Национальная экономика: Учебник; под общ. ред. В.И. Кушлина. М.: Изд-во РАГС, 2010. – С. 496

Торговая политика Российской Федерации является составной частью экономической политики Российской Федерации. Целью торговой политики Российской Федерации является создание благоприятных условий для российских экспортеров, импортеров, производителей и потребителей товаров и услуг.

Основная задача государства в области внешней торговли – это оказание содействия экспорту отечественной продукции и защита внутреннего рынка от иностранных поставщиков.

На сегодняшний день перед Россией стоит неотложная задача расширения внешней торговли для обеспечения экономического развития. Развитие экспорта и импорта дает возможность получить выгоды от участия в международной торговле, обеспечивает доступ к достижениям научно-технического прогресса, создает условия для участия в конкуренции на мировых рынках – в борьбе за более выгодные условия сбыта товаров.

Однако, без активного использования импорта невозможно формирование и поддержка экспортной специализации страны. Импорт, являясь естественным элементом стратегии внешнеторговой деятельности, должен обеспечить повышение конкуренции на внутреннем рынке.

На объемы, структуру и региональное распределение российского экспортно-импортного обмена заметное влияние оказывают меры государства по регулированию внешней торговли.

Государственное регулирование внешнеторговой деятельности основывается на Конституции Российской Федерации Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., собрание законодательства Российской Федерации, 04.08.2014г., №31, ст. 4398 и осуществляется в соответствии с Федеральным законом «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 8 декабря 2003 года №164-ФЗ Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. №164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», собрание законодательства Российской Федерации, 15.12.2003, №50, ст. 4850. (далее – Федеральный закон), другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

В целях интеграции экономики России в мировую экономику, Российская Федерация в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права участвует в международных договорах о таможенных союзах и свободных экономических зонах со всеми вытекающими отсюда последствиями.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона основными принципами государственного регулирования внешнеторговой деятельности являются:

1) защита государством прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности, а также прав и законных интересов российских производителей и потребителей товаров и услуг;

2) равенство и недискриминация участников внешнеторговой деятельности, если иное не предусмотрено федеральным законом;

3) единство таможенной территории Российской Федерации;

4) взаимность в отношении другого государства (группы государств);

5) обеспечение выполнения обязательств Российской Федерации по международным договорам Российской Федерации и осуществление возникающих из этих договоров прав Российской Федерации;

6) выбор мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности, являющихся не более обременительными для участников внешнеторговой деятельности, чем необходимо для обеспечения эффективного достижения целей, для осуществления которых предполагается применить меры государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

7) гласность в разработке, принятии и применении мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

8) обоснованность и объективность применения мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

9) исключение неоправданного вмешательства государства или его органов во внешнеторговую деятельность и нанесения ущерба участникам внешнеторговой деятельности и экономике Российской Федерации;

10) обеспечение обороны страны и безопасности государства;

11) обеспечение права на обжалование в судебном или ином установленном законом порядке незаконных действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц, а также права на оспаривание нормативных правовых актов Российской Федерации, ущемляющих право участника внешнеторговой деятельности на осуществление внешнеторговой деятельности;

12) единство системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

13) единство применения методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности на всей территории Российской Федерации.

14) Развитие внешней торговли в Российской Федерации направлено на решение следующих задач:

15) Интеграцию страны в мировую экономику;

16) Поддержку процессов интеграции со странами СНГ;

17) Выравнивание сальдо внешнеторгового и платежного балансов;

18) Совершенствование структуры внешней торговли в товарном и географическом аспектах;

19) Выход на новые международные рынки и диверсификация экспорта на освоенных рынках;

20) Сохранение экономической, экологической безопасности страны;

Участниками внешнеторговой деятельности могут быть любые российские лица – юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, физические лица, имеющие постоянное или преимущественное место жительства на территории Российской Федерации, являющееся гражданами Российской Федерации или имеющие право постоянного проживания в Российской Федерации либо зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей в соответствии с законодательством Российской Федерации и иностранные лица – физические лица и юридические лица или не являющаяся юридическим лицом по праву иностранного государства организация, которые не являются российскими лицами Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения: учебник. – М.: Экономистъ, 2012.-212с..

Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования осуществляют внешнеторговую деятельность только в случаях, установленных федеральными законами.

1.2 Методы государственного регулирования внешней торговли

В соответствии со статьей 12 Федерального закона Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. №164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», собрание законодательства Российской Федерации, 15.12.2003, №50, ст. 4850. в Российской Федерации применяются следующие методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности:

1) таможенно-тарифное регулирование: осуществляется путем применения ввозных и вывозных таможенных пошлин.

Тарифные методы направлены на регулирование внешнеторговых отношений при помощи системы таможенных пошлин.

Таможенная пошлина – разновидность акцизного налога, взимаемого таможенными органами при перемещении товаров через государственную границу. Таможенная пошлина выполняет три основные функции: фискальную (пополнение госбюджета); протекционистскую (защита отечественных производителей); регулирующую (регулирование товарных потоков в страну и из страны).

Таможенные пошлины базируются на таможенных тарифах, которые представляют собой перечень ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, ввозимым на таможенную территорию страны (импортный таможенный тариф) или вывозимым с нее (экспортный таможенный тариф).

Таможенный тариф – инструмент торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка страны при его взаимодействии с внешним рынком.

Существуют различные виды классификации таможенных пошлин:

1. по объекту обложения: импортные, экспортные, транзитные;

2. по способу взимания: адвалорные (взимается в процентах от таможенной стоимости товара), специфические (взимаются в денежных единицах с определенного количества товара), комбинированные (при этом пошлина рассчитывается по адвалорной и специфической ставке, а применяется та из двух ставок, которая дает наиболее крупную сумму пошлины).

2) нетарифное регулирование: осуществляется путем введения количественных ограничений и иных запретов и ограничений экономического характера.

Нетарифные барьеры – ограничения внешней торговли, не связанные с применением таможенных пошлин.

В наиболее общем виде среди нетарифных методов можно выделить следующие группы Евдокимов А.И. Международные экономические отношения: учебник .- М.: Проспект, 2012.-225 с.:

1. меры прямого ограничения, связанные с количественным контролем, включающие следующие инструменты: квотирование, контингентирование, лицензирование, соглашения о добровольных ограничениях экспорта, антидемпинговые пошлины, компенсационные пошлины и сборы;

2. меры косвенного ограничения, носящие неколичественный характер.

Особое место в ряду нетарифных методов занимают паратарифные барьеры. Паратарифные барьеры это разновидность нетарифных барьеров, которые увеличивают стоимость импортируемого товара сверх таможенной пошлины (внутренние налоги и сборы, которыми облагаются импортируемые товары, различные таможенные сборы, не имеющие внутреннего аналога,в том числе сборы за таможенное оформление, хранение, таможенное сопровождение, а также регистрационный сбор на импортные транспортные средства и другие сборы).

3) запреты и ограничения внешней торговли услугами и интеллектуальной собственности;

4) меры экономического и административного характера, способствующих развитию внешнеторговой деятельности.

Не допускаются иные методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности путем вмешательства и установления различных ограничений органами государственной власти.

Глава 2. Особенности государственного регулирования внешней торговли

2.1 Механизмы регулирования внешней торговли

Механизм регулирования внешней торговли – это иерархический механизм целенаправленного воздействия на систему товарно-финансовых потоков, которая характеризуется переменной структурой, формируемой в условиях функционирования Фомичев В.И. Международная торговля: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2013. -156 с..

Можно выделить три механизма регулирования внешней торговли:

1) государственный;

2) межгосударственный;

3) механизм саморегулирования.

Так, за счет взаимного воздействия всех регуляторов повышается эффективность внешней торговли. Объектом регулирования является система товарно-финансовых потоков в сфере внешней торговли. В модели механизма регулирования формируется и реализуется эффективная внешнеэкономическая стратегия.

Связи между механизмами, а также каналы информационного взаимодействия разбиваются на три типа:

1) связи и каналы, характеризующие ситуацию во внешней торговле

2) связи и каналы, по которым осуществляется взаимное регулирование механизмов внешнеэкономической деятельности;

3) связи и каналы, определяющие направление реализации стратегии регулирования внешней торговли.

Адаптация механизма регулирования внешней торговли представляет собой создание обновленного механизма, направленного на формирование

1. на международном уровне: двухсторонних и многосторонних договоров по регулированию внешней торговли; системы информационного мониторинга мировой сферы внешней торговли; системы правовых основ межгосударственного регулирования внешней торговли;

2. на государственном уровне: системы мер тарифного и нетарифного регулирования внешней торговли; системы информационного мониторинга внешней торговли; правовых основ регулирования внешней торговли; системы таможенных режимов; комплекса таможенных процедур и технологий;

3. – на корпоративном уровне: системы информационного мониторинга внешней торговли, включая средства оперативного мониторинга, их анализ и прогноз; системы правил и норм управления внешней торговлей; комплекса методического обеспечения для обоснования рациональных методов управления внешней торговлей.

Механизм государственного регулирования внешней торговли реализуются с помощью различных форм и методов, преимущественно экономического характера. В современной практике наиболее применимыми способами государственного регулирования являются: Дергачев В.А. Международные экономические отношения: Учебник для студентов вузов, М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2010.- 87 с.

1) долгосрочное прогнозирование и среднесрочное планирование;

2) меры кредитного и фискального характера;

3) административные и организационно-правовые формы;

4) демонополизация рыночной конкуренции.

Межгосударственное регламентирование внешней торговли обеспечивается двусторонними и многосторонними соглашениями и вопросами:

1. выработки единых элементов функционирования рынков (товарных, валютных);

2. системы кредитования экспортно-импортных операций;

3. системы страхования валютных рисков;

4. типовых условий «Инкотермс».

2.2 Органы государственного регулирования внешней торговли

конкурентоспособность международный торговля россия

Основы государственного устройства Российской Федерации, системы управления, в том числе и внешнеэкономической деятельностью, заложены Конституцией Российской Федерации. Согласно статьи 71 Конституции Российской Федерации Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., собрание законодательства Российской Федерации, 04.08.2014 г., №31, ст. 4398. в ведении Российской Федерации (применительно к сфере внешнеэкономической деятельности) находятся: внешняя политика и международные отношения, международные договоры, вопросы войны и мира, внешнеэкономические отношения. В ведении Российской Федерации находятся также установление правовых основ единого рынка, финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики, федеральные экономические службы, включая федеральные банки, а также федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития.

Системой специализированных органов государственной власти, принимающих участие в управлении внешнеэкономической деятельностью в России, обладает исполнительная ветвь.

К исполнительной власти относятся Президент и Правительство Российской Федерации. Президент в своей деятельности по управлению внешнеэкономической деятельность находится в тесном контакте с Правительством, опирается в принятии решений на деятельность ряда совещательных и контролирующих органов. К ним относятся Совет Безопасности РФ, Президентский совет, Совет глав администраций, Экспортный совет и другие советы и комиссии при Президенте — консультативные органы, осуществляющие предварительное рассмотрение вопросов и подготовку по ним предложений.

Согласно Федеральному закону Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. №164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», собрание законодательства Российской Федерации, 15.12.2003, №50, ст. 4850. Президент Российской Федерации обладает следующими полномочиями в области государственного регулирования внешнеэкономической деятельности:

1) определяет основные направления торговой политики Российской Федерации;

2) определяет в соответствии с международными договорами Российской Федерации и решениями Комиссии Таможенного союза особенности порядка ввоза в Российскую Федерацию из стран, не входящих в Таможенный союз в рамках ЕврАзЭС, и вывоза из Российской Федерации в страны, не входящие в Таможенный союз в рамках ЕврАзЭС, драгоценных металлов и драгоценных камней;

3) устанавливает запреты и ограничения внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью в целях участия Российской Федерации в международных санкциях;

4) осуществляет иные полномочия.

Исполнительную власть в соответствии со ст.110 Конституции РФ осуществляет Правительство РФ. Постановления и распоряжения Правительства РФ обязательны к исполнению в РФ. В случае противоречия законодательству постановления и распоряжения Правительства РФ могут быть отменены Президентом.

В области государственного регулирования внешнеторговой деятельности Правительство РФ в соответствии с Федеральным законом:

1) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой торговой политики и осуществляет меры по ее реализации, принимает соответствующие решения и обеспечивает их выполнение;

2) применяет специальные защитные меры, антидемпинговые меры и компенсационные меры при осуществлении внешней торговли товарами, а также иные меры по защите экономических интересов Российской Федерации;

3) устанавливает ставки таможенных пошлин, если иное не предусмотрено международными договорами государств – членов Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС (далее – Таможенный союз);

4) вводит количественные ограничения экспорта и импорта товаров в соответствии с международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и определяет в соответствии с международными договорами Российской Федерации и решениями Комиссии Таможенного союза порядок применения количественных ограничений экспорта и импорта товаров;

5) в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, устанавливает разрешительный порядок экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на безопасность государства, жизнь или здоровье граждан, имущество физических или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество, окружающую среду, жизнь или здоровье животных и растений, а также определяет перечень отдельных видов товаров, в отношении которых применяется такой порядок;

6) определяет порядок формирования и ведения федерального банка выданных лицензий;

7) принимает в пределах своей компетенции решения о проведении переговоров и подписании международных договоров Российской Федерации;

8) принимает решения о введении в качестве ответных мер в отношении иностранных государств ограничений внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

9) определяет в соответствии с международными договорами Российской Федерации и решениями Комиссии Таможенного союза порядок ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации делящихся (расщепляющихся) ядерных веществ;

10) устанавливает порядок вывоза из Российской Федерации товаров, составной частью которых является информация, составляющая государственную тайну;

11) осуществляет иные возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации полномочия в области государственного регулирования внешнеторговой деятельности и государственного контроля в этой области.

В управлении внешнеэкономической деятельностью России наибольшее значение имеют следующие органы исполнительной власти.

Министерство экономического развития и торговли РФ (МЭРиТ). Главная задача МЭРиТ в области внешнеэкономической деятельности — координация и регулирование внешнеторговой деятельности в соответствии с решениями высших органов государственной власти и управления РФ, разработка совместно с другими федеральными органами исполнительной власти предложений по проведению единой государственной внешнеторговой политики и обеспечение ее реализации.

МЭРиТ разрабатывает предложения по государственной политике в сфере военно-технического сотрудничества с иностранными государствами, обеспечивает ее реализацию, регулирует и контролирует отношения в этой области, выполняет функции государственного заказчика по поставкам военно-технической продукции для государственных нужд.

С целью реализации поставленных перед ним задач МЭРиТ разрабатывает предложения по прогнозу развития внешней торговли, обеспечивает изучение конъюнктуры и прогнозирование тенденций развития мирового рынка товаров и услуг, применяет в установленном порядке меры нетарифного регулирования, в том числе осуществляет лицензирование товаров, работ и услуг в установленных законодательством случаях, .участвует в осуществлении контроля за предоставлением иностранным государствам, получением от них и погашением государственных кредитов, участвует в процессе урегулирования внешней задолженности, в работе международных экономических организаций и межправительственных комиссий, координирует в них деятельность министерств и ведомств, разрабатывает предложения о заключении международных договоров и заключает их по поручению правительства, а также выполняет многие другие функции, связанные с разработкой и реализацией единой государственной внешнеэкономической политики.

Федеральная таможенная служба (ФТС) — центральный правоохранительный орган в сфере внешнеэкономической деятельности, участвующий в разработке и реализации таможенной политики страны. ФТС (совместно с таможенными органами РФ) выполняет следующие основные функции:

1) обеспечивает в пределах своей компетенции экономическую безопасность, защищает экономические интересы РФ;

2) обеспечивает соблюдение законодательства, ведет борьбу с контрабандой, нарушениями таможенных правил и налогового законодательства, относящегося к товарам, перемещаемым через таможенную границу РФ;

3) применяет средства таможенного регулирования торгово-экономических отношений, взимает таможенные пошлины, налоги и иные таможенные платежи;

4) осуществляет и совершенствует таможенный контроль и таможенное оформление, создает условия, способствующие ускорению товарооборота через таможенную границу РФ;

5) ведет таможенную статистику внешней торговли и товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности;

6) содействует осуществлению мер по защите государственной безопасности, общественного порядка, нравственности населения, жизни и здоровья человека, защите животных и растений, охране окружающей природной среды, защите интересов российских потребителей ввозимых товаров;

7) обеспечивает выполнение международных обязательств РФ в части, касающейся таможенного дела, участвует в разработке международных договоров РФ, затрагивающих таможенное дело; осуществляет сотрудничество с таможенными и иными компетентными органами иностранных государств, международных организаций, занимающихся вопросами таможенного дела;

8) выполняет другие функции в организации таможенного дела в РФ.

Определенное значение в регулировании и управлении внешнеэкономической деятельностью на уровне государства имеют также другие федеральные органы исполнительной, каждый применительно к своим функциям.

Глава 3. Конкурентоспособность и приоритеты России во внешней торговле

3.1 Конкурентоспособность на современном этапе развития

Повышения национальной конкурентоспособности на протяжении последних десятилетий находятся в центре внимания правительств большинства зарубежных стран, общественных организаций и деловых кругов, консалтинговых, экспертных и исследовательских институтов. В условиях усиления процессов глобализации мировой экономики и растущей вовлеченности национальных хозяйств в международный обмен товарами, услугами и факторами производства достигнутый уровень конкурентоспособности определяет возможности обеспечения стабильного роста благосостояния граждан и перспективы общественного процесса в целом Рыбалкина В.Е. Международные экономические отношения: Учебник – М.: Юнити, 2011.-323 с..

Конкурентоспособность является ключевой категорией современной экономической политики. Важнейшая составляющая конкурентоспособности – инновационный потенциал, обеспечивающий устойчивый экономический рост и стратегический конкурентные преимущества. Основной индикатор конкурентоспособности – экспортный потенциал и его фактическая реализация, служащие подтверждением реальных конкурентных преимуществ и инструментом продвижения национальных интересов в масштабах мирового хозяйства.

Особенно остро проблемы формирования и повышения национальной конкурентоспособности в условиях интенсивной интеграции в систему мирового хозяйства стоят для стран переходной экономики, нуждающихся в формировании эффективной и адекватной внутренним потребностям структуры производства и экспорта.

Для России задача укрепления национальной конкурентоспособности приобрела сегодня исключительное значение, поскольку необходимо закрепить наметившиеся положительные сдвиги в экономике и придать устойчивость хозяйственному росту, что возможно только путем глубоких преобразований в производственной сфере.

Россия, в основном, находится на начальной стадии конкурентоспособности на основе факторов производства с рядом элементов стадий инвестиций и инноваций, что связано с технологической многоукладностью отечественной экономики. Смитиенко Б.М. Международные экономические отношения. – М.: ИНФРА-М, 2012.-198 с.

Серьезное отставание в научно-технологическом отношении от развитых стран не может быть преодолено одними лишь точечными инновационными мероприятиями и единичными научно-техническими программами, в которых реальное влияние на экономику не идет далее опытных образцов. Очевидно, требуются масштабные и нестандартные акции, которые бы позволили достаточно быстро создать производственные площадки современного технологического уровня в тех отраслях, где крайне необходим и возможен быстрый рост выпуска продукции и услуг, удовлетворяющих насущные потребности населения и экономики. Это может быть в реальности сделано лишь на базе разумного сочетания политики импорта техники и технологий из зарубежья с собственными научно-инновационными программами по обновлению производственного аппарата и выпускаемой продукции.

3.2 Приоритеты и направления развития внешней торговли России

Современное положение России в международной торговле явно не соответствует сложившимся направлениям и тенденциям участия в международном разделении труда подавляющего большинства стран. Обладая уникальными природными ресурсами, крупным производственным, научным и кадровым потенциалом, Россия до сих пор довольствуется положением страны топливно-сырьевой специализации. Елова М.В., Муравьева Е.К.; Под ред. А.К. Шуркалина, Мировая экономика: введение во внешнеэкономическую деятельность: Учебное пособие для вузов. – М.: Логос, 2010. -135 с.

Россия играет важную роль в минерально-сырьевом комплексе мира. Валовая потенциальная ценность разведанных и предварительно оцененных запасов составляет 28,6 трлн. долл. Прогнозный потенциал оценивается в 140 трлн. долл. Из недр России извлекается 10% нефти, 30% – газа, 10% – каменного угля, 14% – товарной железной руды, 15% – цветных и редких металлов от всего объема полезных ископаемых добываемых мировым сообществом.

На долю России приходится примерно 85% нефти, 84% – газового конденсата и газа, 70% – угля, 66% – железной руды, 53% – меди, 95% – никеля, 70% – бокситов от запасов СНГ.

Россия — один из крупнейших в мире обладателей энергоресурсов. Несмотря на катастрофический спад в экономике, она сохраняет важное геостратегическое положение на мировом рынке энергоносителей.

По оценкам международных экономических организаций, имеет сильные конкурентные позиции в экспорте черной и цветной металлургии, лесной и оборонной промышленности, машинной промышленности, химической промышленности.

В импорте основной статьей продолжают оставаться машины, оборудование и средства транспорта, продовольствие и сельско-хозяйственное сырье, продукция химической промышленности, текстиль и обувь.

В последние годы данные международных рейтингов свидетельствуют о наметившемся росте международной конкурентоспособности товаров России. Так, уже Россия вошла в число десяти наиболее динамично развивающихся стран, заняв: 1-е место по темпам роста общественной производительности труда и снижения задолженности федерального бюджета; 2-е место – среди 30 ведущих стран экспортеров по темпам роста экспорта; 4-е место – по темпам роста ВВП в расчете на душу населения и валовых внутренних инвестиций. Боброва В.В., Кальвина Ю.И. Мировая экономика: Учебное пособие. – Оренбург: ГОУ ОГУ, 2010. – 208 с.

Внешняя торговля остается важным источником поступления инвестиционных товаров, а также играет большую роль в снабжении населения России продовольствием и различными товарами.

Таким образом, происходящие во внешнеэкономическом комплексе России преобразования коренным образом меняют и облик российской экономики. Значение этих перемен важно с точки зрения их воздействия на взаимоотношения Российской Федерации с Европейским союзом, США, странами Центральной и Восточной Европы, а в конечном итоге – и на всю систему международных экономических отношений.

Сфера внешней торговли дает огромные возможности для становления и развития экономики, формирования бюджета страны, поддержания благосостояния народа.

Заключение

Если рассматривать мировую торговлю со стороны тенденций ее развития, то с одной стороны прослеживается явное усиление международной интеграции, постепенное стирание границ и создание различных межгосударственных торговых блоков, с другой стороны – углубление международного разделения труда, деление стран на промышленно-развитые и отсталые.

Нельзя не заметить, что международная торговля все сильнее влияет на экономику каждой страны. Большая часть ресурсов Российской Федерации идет на экспорт, а в объеме потребления все большую роль играет импорт.

В условиях расширяющихся международных экономических отношений внешняя торговля является важнейшей отраслью экономики России. Ее развитие оказывает существенное влияние на внутренний рынок страны, на насыщение потребительского рынка товарами и на увеличение объема их производства. Россия является важным торговым партнером для стран Европы и СНГ, а также для стран Азии.

Активное участие стран во внешней торговле позволяет более эффективно использовать имеющиеся в стране ресурсы, приобщиться к мировым достижениям науки и техники, в более сжатые сроки осуществить структурную перестройку экономики, а также, более полно и разнообразно удовлетворять потребности населения.

К числу мероприятий, содействующих развитию внешней торговли можно отнести:

1) кредитование участников внешнеторговой деятельности;

2) функционирование систем гарантий и страхования экспортных кредитов;

3) организация торговых выставок и ярмарок, специализированных симпозиумов и конференций и участие в них;

4) проведение кампаний (в том числе рекламных) по продвижению российских товаров, услуг, интеллектуальной собственности на мировые рынки.

Список используемой литературы

Нормативно правовые акты

1. Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., собрание законодательства Российской Федерации, 04.08.2014г., №31, ст. 4398.

2. Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. №164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», собрание законодательства Российской Федерации, 15.12.2003, №50, ст. 4850.

Учебная литература

1. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения: учебник. – М.: Экономистъ, 2012.-212 с.

2. Боброва В.В., Кальвина Ю.И. Мировая экономика: Учебное пособие. – Оренбург: ГОУ ОГУ, 2010. – 208 с.

3. Дергачев В.А. Международные экономические отношения: Учебник для студентов вузов, М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2010.- 87 с.

4. Евдокимов А.И. Международные экономические отношения: учебник.- М.: Проспект, 2012.-225 с.

5. Елова М.В., Муравьева Е.К.; Под ред. А.К. Шуркалина, Мировая экономика: введение во внешнеэкономическую деятельность: Учебное пособие для вузов. – М.: Логос, 2010. -135 с.

6. Кушлин В.И. Национальная экономика: Учебник, под общ. ред. В.И. Кушлина. М.: РАГС, 2013. – с. 496.

7. Рыбалкина В.Е. Международные экономические отношения: Учебник – М.: Юнити, 2011.-323 с.

8. Смитиенко Б.М. Международные экономические отношения. – М.: ИНФРА-М, 2012.-198 с.

9. Фомичев В.И. Международная торговля: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2013. -156 с.

Поделиться статьёй
Поделиться в telegram
Поделиться в whatsapp
Поделиться в vk
Поделиться в facebook
Поделиться в twitter
Фаина Сафонова
Фаина Сафонова
Работаю преподавателем и аспирантом, мне 28. Закончила РАНХиГС, факультет международных отношений и политических исследований. Кроме основной работы подрабатываю школьным репетитором и автором в компании «Диплом777». Люблю свою работу за то, что могу делиться знаниями со школьниками и студентами всей страны.

Ещё статьи

Нет времени делать работу? Закажите!
Вид работы
Тема
Email

Отправляя форму, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и обработкой ваших персональных данных.