Дипломная работа на тему Использование WEB 2.0 технологий в обучении учащихся старших классов полилогическому общению

Министерство образования Республики Беларусь

Учреждение образования

«Минский государственный

лингвистический университет»

Факультет английского языка

Кафедра педагогики и методики высшей школы

Курсовая работа

Использование WEB 2.0 технологий в обучении учащихся старших классов полилогическому общению

Кушнерук Анастасия Владимировна

Руководитель

Гец Марина Геннадьевна, доцент кафедры педагогики и методики высшей школы, кандидат педагогических наук, доцент

Минск, 2017

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ЛИНГВОДИДАКТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЩЕНИЯ НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ

1.1 Общение как вид деятельности

1.2 Характеристика умений общения на иностранном языке и их классификация

ГЛАВА 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ДИДАКТИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

2.1 Характеристика электронных дидактических материалов в обучении общению

2.2 Отбор электронных дидактических материалов на электронных носителях для обучения общению на английском языке

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность выбранной темы обусловлена широким использованием современных компьютерных технологий в изучении иностранных языков. В последнее десятилетие в учебном процессе все чаще используется новый вид технических средств обучения. Благодаря своим возможностям компьютер открывает новые пути организации учебного процесса, также и в условиях внеаудиторной самостоятельной работы.

Благодаря техническому прогрессу мир получил новый компьютерный ресурс – Интернет, который является не только еще одним средством общения, но и предоставляет новые возможности обучения общению на иностранном языке. Привлекательность ресурсов Интернета обусловлена несколькими моментами. Во-первых, поскольку Интернет представляет собой безграничный источник информации, он позволяет преподавателю сэкономить время на поиске необходимого современного материала для обучения общению на иностранном языке. Во-вторых, Интернет предоставляет большие возможности для творчества, т.к при использовании онлайнового материала могут быть использованы различные, в том числе игровые, технологии обучения общению. И, наконец, в-третьих, сегодня молодёжь настолько увлечена Интернетом, что часть жизни они проводят в виртуальном пространстве. Данное увлечение может быть направлено в образовательную среду и сделать общение с помощью Интернета не только увлекательным, но и профессионально полезным. Использование Интернета позволяет повысить эффективность обучения иностранному языку за счет повышения мотивации учащихся посредством погружения в языковое пространство. Старая истина гласит, что нельзя научить, можно только научиться. Процесс обучения должен создавать условия для активной познавательной деятельности каждого учащегося. Обычно обучение иностранному языку ведется в разноуровневых группах и учителю среди прочих проблем зачастую приходится решать:

1) проблему адаптивности, т.е. организовывать работу над изучением материала с учетом индивидуальных возможностей каждого учащегося;

2) проблему оптимизации учебного процесса, т.е. обеспечить одновременную работу всех членов группы [14,с 286].

Технические возможности компьютера позволяют решить обе эти проблемы. Подлежащий усвоению материал может прорабатываться учащимися в индивидуальном темпе, с различной степенью глубины и полноты и в индивидуальной последовательности. Использование информационно-коммуникационных технологий раскрывает огромные возможности компьютера как средства обучения [14, с 286].

Мультимедийные обучающие программы имеют огромные преимущества перед традиционными средствами обучения. Они позволяют тренировать различные виды речевой деятельности и сочетать их в различных комбинациях; помогают создать коммуникативные ситуации, автоматизировать языковые и речевые действия; способствуют реализации индивидуального подхода и интенсификации самостоятельной работы учащихся. Мультимедийные технологии являются совокупностью различных способов обучения: текстов, графических изображений, музыки, видео и мультипликации в интерактивном режиме. Новая учебная среда создает дополнительные возможности для развития креативности учеников, стимулирует их любознательность, прививает интерес к научной деятельности. Речь в нашем исследовании идет о развитии умений общения с использованием различных дидактических материалов, в том числе, электронных. английский язык обучение электронный

Одной из целей обучения иностранному языку в средней общеобразовательной школе Российской Федерации, наряду с воспитанием, образованием и развитием, является формирование иноязычной коммуникативной компетенции во всем многообразии ее компонентов (языкового, дискурсивного; социокультурного, компенсаторного, учебно-познавательного). В таком контексте уровень сформированности иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся будет определяться не только умением общения на иностранном языке при личном присутствии участников общения, но и умением общаться посредством всевозможных сервисов и служб сети Интернет [11,с. 122].

Цель изучения иностранного языка как средства общения в контексте диалога национальных культур в сочетании с овладением навыками и умениями самообразовательной и познавательной деятельности на нем обусловливает высокую академическую, общеинтеллектуальную, культурологическую и практическую значимость предмета. Цели и содержание обучения иностранным языкам в Беларуси ориентированы на соизучение языков и культур. Иностранный язык выступает как средство формирования и воспитания морально ответственной личности, как средство общения, познания, осмысления и интерпретации фактов иной культуры, осознания своей собственной культуры и ознакомления с ней представителей других языковых сообществ [13].

Стратегический целевой ориентир обучения иностранным языкам — формирование поликультурной личности учащихся путем использования потенциала учебного предмета для социализации подрастающего поколения, появления у него гуманистических ценностных ориентаций, обогащения духовного мира в процессе овладения иноязычной коммуникативной компетенцией [13].

В данной работе будет идти речь преимущественно о дидактических материалах на электронных носителях. В первой главе дается лингводидактическая характеристика общению на иностранном языке. Далее необходимо было представить номенклатуру умений общения на английском языке учащихся второй ступени общего среднего образования. Во второй практической части речь идет о дидактических материалах в обучении общению, необходимо было выявить навыки и умения общения, которые формируются при их использовании.

Цель данной курсовой работы – охарактеризовать умения общения учащихся второй ступени общего среднего образования на английском языке и разработать электронные дидактические материалы для их развития.

Задачи исследования:

– дать лингводидактическую характеристику общению на иностранном языке;

– охарактеризовать умения общения на английском языке и классифицировать их;

– уточнить номенклатуру умений общения учащихся второй ступени общего среднего образования;

– описать дидактические материалы в обучении общению;

– отобрать электронные дидактические материалы.

Объект курсовой работы – процесс развития умений общения на английском языке.

Предмет курсовой работы – применение электронных дидактических материалов в развитии умений общения учащихся.

К методам исследования относятся: организационные, эмпирические ( анализ продуктов деятельности), обработка полученных данных.

В структуру курсовой работы входят:

· введение;

· основная часть (теоретический и практический разделы);

· заключение;

· список использованной литературы;

ГЛАВА 1. ЛИНГВОДИДАКТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЩЕНИЯ НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ

1.1 Общение как вид деятельности

Общение и деятельность – относительно самостоятельные компоненты, хотя и взаимосвязаны как стороны единого процесса жизнедеятельности. Как отмечает Б.Д. Парыгин, «общение – это сложный и многогранный процесс, который может выступать в одно и то же время как процесс взаимодействия индивидов, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс их взаимовлияния друг на друга и как процесс сопереживания и взаимного понимания друг друга». Между потенциальными общающимися всегда существуют определенные взаимоотношения. И каждый достигает своих целей с помощью таких средств, как говорение, аудирование, чтение, письмо, паралингвистика (интонация, паузация) и любая совместная деятельность [5,с. 11].

Что касается структуры общения, к ней можно подойти по-разному, в данном случае будет охарактеризована структура путем выделения в общении трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной [5, c. 12].

Коммуникативная сторона общения, или коммуникация в узком смысле слова, состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами обмен действиями. Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания. Поскольку общение по своей природе диалогично, в каждом из его актов участвуют две стороны. Вследствие его двусторонности продуктом общения становится истолкование информации и именно это порождает нечто новое – новые знания, мысли, чувства и речевую задачу. Это новое и оказывает воздействие на общающихся и определяет их план в рамках заданной стратегии.

Отсюда можно определить общение как способ поддержания жизнедеятельности человека как индивидуальности. Оно «обсуживает» все другие виды деятельности, но «питается» ими в содержательном плане. Люди живут в обществе, где каждый выполняет множество функций: в семье человек – мать, отец, сын, дочь; на работе – начальник, подчиненный. Это все – социальные функции человека. Разные люди в сходных условиях будут действовать одинаково. Такой вид общения называют формальным или ролевым. Знание социальной роли здесь важнее знаний о личности собеседника. Также есть еще неформальное общение, или личностное, когда люди видят друг в друге не их социальную роль, а человека, личность со всеми ее свойствами [5, с. 11].

1.2 Характеристика умений общения на иностранном языке и их классификация

Коммуникативно-ориентированное обучение иностранному языку ставит своей целью сформировать и развить коммуникативную компетенцию и, следовательно, научить иноязычной коммуникации, то есть иностранному языку как средству общения. Одним из важнейших условий реализации коммуникативно-ориентированного обучения является деятельностный подход [5,с. 9]. Сущность деятельностного подхода основана на теории целенаправленной деятельности и теории речевой деятельности и заключается в обучении иностранному языку через общение, то есть речевую деятельность, которая в свою очередь служит для решения задач продуктивной человеческой деятельности в условиях социального взаимодействия общающихся людей. Таким образом, коммуниканты пытаются решить задачи совместной деятельности по средствам иностранного языка через «деятельностные задания». Необходимо обратить внимание, что деятельностное задание содержит коммуникативную цель и проблемно-познавательную задачу, которую и пытаются решить учащиеся. Наличие проблемно-познавательной задачи в любом виде деятельностного задания для учащихся означает, что оно является упражнением, в котором обеспечивается предъявление, научение, закрепление, повторение, расширение и объединение знаний и представлений, навыков.

Если рассматривать умение в аспекте деятельности, то можно выделить шесть основных его качеств. Целенаправленность есть его способность, которая позволяет управлять речевой деятельностью для достижения поставленной цели. Под интегрированностью следует понимать взаимосвязанность навыков, которая возникает на основе их синтеза. В речевом умении интегрируются навыки разного характера, разной степени автоматизированности, а также неавтоматизированные компоненты (жизненный опыт, знания и т.д.). Речевое умение – деятельность неподготовленная во времени и предполагает способность экстренного нахождения способов решения задач. Динамичность умения сама не появляется, её надо специально развивать. Её истоки находятся в таких навыках, как готовность к включению, скорость действия, гибкость. Зачастую такое качество умения как продуктивность, считают творчеством. Умения общаться это не есть сумма умений говорить, аудировать, читать и писать. Как и любое умение, оно интегративно, ибо возникает на базе других умений, а в силу интегративности становятся качественно новой ступенью овладения какой-либо деятельностью. Но умение общаться еще и очень сложно, ибо представляет собой целую систему умений разного порядка и характера [5,с. 34-35].

Умения речевого общения, формируемые в процессе изучения языка, разделяются на общие, частные и специальные [15,с. 25 – 26]. Общие умения характеризуют, конечные цели обучения речевому общению в пределах разных видов речевой деятельности; специальные умения дают представление о речевых задачах, решаемых в ходе общения. Что касается частных умений, то они характеризуют уровень владения речевым общением, который должен быть достигнут в пределах каждого этапа и уровня овладения языком. К числу общих умений относятся:

– говорение (монологическое высказывание): реализовать связное высказывание в соответствии с темой общения; передавать содержание прочитанного или прослушанного текста и высказать свое отношение к событиям, фактам, изложенным в тексте, к действующим лицам и их поступкам;

– говорение (диалогическое высказывание): понимать содержание высказывания собеседника и адекватно реагировать на его реплики; инициировать диалог по предложенной теме; трансформировать диалогическое высказывание в монологическое, и наоборот;

– аудированuе: понимать на слух информацию, содержащуюся в диалогических и монологических высказываниях;

– чтение: понимать как основную, так и дополнительную информацию содержащуюся в тексте; интерпретировать информацию, изложенную в тексте, выводы и оценки автора; использовать различные виды чтения в зависимости от коммуникативной установки.

– письмо и письменная речь: составлять письменные диалогические и монологические высказывания продуктивного характера на предложенную тему в соответствии с поставленной задачей; составлять письменные монологические и диалогические высказывания репродуктивного характера на основе прочитанного или прослушанного текста в соответствии с поставленной задачей [15, с. 26].

Перечисленные общие умения речевого общения детализируются для каждого уровня владения языком в виде перечня частных умений. Так, частные умения говорения выпускника средней школы профильного уровня выглядят следующим образом:

– вести диалог (диалог-расспрос, диалог-обмен мнениями/суждениями, диалог-побуждение к действию, этикетный диалог и их комбинации) в си- туациях официального и неофициального общения в бытовой, социокуль- турной и учебно-трудовой сферах, используя аргументацию, эмоционально- оценочные средства;

– рассказывать, обсуждать в связи с изученной тематикой, проблематикой прочитанных/прослушанных текстов, описывать события, излагать факты, делать сообщения, в том числе связанные с тематикой выбранного профиля;

– создавать словесный социокультурный портрет своей страны и стран / страны изучаемого языка на основе разнообразной страноведческой и куль- туроведческой информации [15, с. 26].

Что касается специальных умений речевого общения, то они классифицируются в зависимости от выполняемых в процессе общения речевых задач. Такие задачи могут быть информационными (запросить информацию, сообщить информацию, объяснить что-то), регулятивными (побудить к чему-то, дать coвeт, высказать просьбу), эмоционально-оценочными (выразить мнение, дать оценку, убедить в чем-то), этикетными (поддержать разговор, поблагодарить и др.) Общими для всех уровней владения языком и для решаемых при этом речевых задач являются умения, обеспечивающие возможность в процессе общения начать разговор, поддержать общение, выразить свое отношение к теме общения, следовать этикетным нормам общения, выйти в процессе общения из затруднительного положения, участвовать в общении с соблюдением изучаемого языка [15].

В настоящее время, когда расширяются и укрепляются международные связи, когда увеличивается возможность непосредственных контактов, программа для учреждения общего среднего образования (УОСО) предусматривает развитие умений устной речи. Таким образом, при обучении иностранному языку в учреждении среднего общего образования обязательно преследуются практические, общеобразовательные и воспитательные цели, определяемые социальным заказом общества на данном этапе его развития[6,с.12].
Пожалуй, ни по одному предмету из школьного образования нельзя так просто обнаружить не владение им, как по иностранному языку: обратились к человеку на изучаемом языке, а он не понимает и не умеет говорить на нем; попросили прочитать, что написано, например, в инструкции, а он и этого не может. Сразу напрашивается вывод – не знает, не умеет, никто не в состоянии научить иностранному языку. Следует отметить, что язык, будь он родной или иностранный, служит средством общения, позволяющим осуществлять взаимодействие людей между собой, воздействовать друг на друга, воздействовать друг на друга в естественных социальных условиях жизни. Изучение иностранного языка дает учащемуся возможность овладевать новыми средствами восприятия и выражения мыслей о предметах, явлениях, их связях и отношениях [9,c. 24].

В обучении иностранному языку в учреждении образования в качестве регулирующего, лимитирующего речевое поведение собеседников выступает тема. Она обеспечивает взаимодействие общающихся в содержательном плане (о чем говорить) и минимизирует их в плане выражения (как сказать, какие языковые средства им доступны). Таким образом, учащиеся должны овладеть иностранным языком как средством общения, уметь им пользоваться в устной и письменной формах, а именно при аудировании, говорении, в чтении и письме.

Речевое общение выполняет различные функции и осуществляется в разных сферах деятельности людей. Оно может выполнять познавательную функцию: сообщить, узнать, описать и другие функции такие как: выразить согласие /несогласие, выяснить согласие/несогласие, принять предложение или приглашение, поздравлять, привлекать внимание и другие. Все названные функции речевого общения могут и должны проявляться при коммуникативно ориентированном обучении и в школе, чтобы обеспечить школьникам элементарный уровень коммуникативной компетенции [9,c. 23].

Так, на начальном этапе учащийся может научиться понимать звучащую речь на иностранном языке длительностью до одной минуты при активном аудировании. Может научиться рассказывать собеседнику о себе, где он живет, о своей семье, задавать вопросы [9, с 22 ]. На второй ступени предусматривается дальнейшее развитие и совершенствование речевых умений аудирования и говорения за счет накопления активной лексики и средств грамматического оформления высказываний в связи с усложнением тематики и речевых ситуаций, расширения сфер общения. Например, учащийся может научиться рассказывать о погоде, о предстоящих праздниках/ каникулах, о культурных развлечениях и т.д. Также повышаются требования к чтению вслух и про себя. Для выполнения данного требования предусматривается достаточное количество материала для чтения. На среднем этапе устная и письменная речь имеют одинаковые позиции. Пополнение лексического запаса и грамматики происходит в ходе развития и совершенствования речевых навыков. Чтение вслух отходит в сторону , и большое внимание учитывается чтению про себя. Изучение иностранного языка для обучающихся на второй ступени становится более углубленным во всех составляющих языка [9, с24].

Согласно учебной программе, утвержденной Министерством образования Республики Беларусь, учащиеся средней ступени образования должны обладать следующими речевыми умениями: при восприятии и понимании речи на слух – умение понимать иноязычную речь в процессе непосредственного общения с собеседником и разножанровые аудио- и видеотексты с разной полнотой и точностью проникновения в их содержание [13].

При обучении говорению – умение осуществлять диалогическое, монологическое и полилогическое общение в соответствии с целями, задачами и условиями коммуникации, с соблюдением норм речевого и неречевого этикета.

В обучении чтению на иностранном языке – умение читать и понимать разножанровые тексты с разной полнотой и точностью проникновения в их содержание в зависимости от вида чтения и дальнейшего использования информации [13].

При обучении письменной речи – умение продуцировать различные виды письменных текстов в соответствии с нормами, принятыми в странах изучаемого языка с учетом коммуникативных задач и адресата [13].

ГЛАВА 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ДИДАКТИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

2.1 Характеристика электронных дидактических материалов в обучении общению

Дидактический материал по английскому языку – это особый вид пособий для учебных занятий, использование которого способствует активизации познавательной деятельности обучаемых, экономии учебного времени. То есть, это весь основной и дополнительный учебный материал для изучения английского языка, который делает обучение увлекательным, интересным, разносторонним, познавательным процессом [2].

Количество учебных курсов, снабженным как аудио- так и видеоматериалами на дисках множество. Стали доступны учебники и рабочие тетради зарубежных издательств. Интернет лидирует в области обеспечения материалом по английскому языку любого ученика или студента. Если мы говорим об этом иностранном языке, то во всемирной сети можно найти все, нехватки дидактического материала по английскому языку не наблюдается. Дидактический материал, также учебный материал – разновидность наглядных учебных пособий, раздаваемые учащимся для самостоятельной работы на уроке или дома, или демонстрируемые педагогом [8].

Следует отметить появление так называемого «образования 3.0», которое обладает большим преимуществом и является возможность развития технологии до уровня, когда доступ к информации может быть осуществлён откуда угодно. Всё пришло к этому за счет обширного использования смартфонов и приложений, основанных на облачных системах вычисления. Идея заключается в том, чтобы удостовериться, что пользователь может получить как можно больше информации с любой точки города и даже планеты. Технология пытается расширить эту идею путем внедрения функций приёма информации от пользователей в телевизоры, а также путём взаимодействия смартфонов с домашними персональными компьютерами.

Как указывает один из исследователей новой технологии, Стив Вилер, основными ключевыми мотивами (драйверами) в разработке модели образования 3.0 станут такие социо-технологические особенности:

· распределенная обработка данных;

· развитие и усовершенствование мобильных технологий;

· совместная интеллектуальная фильтрация контента [16].

Исследователь подчеркивает также, что, во-первых, образование 3.0 должно перешагнуть границы традиционного института образования и стать более само-организуемым (англ.: self-organized learning), т.к. будет получен доступ к инструментам и технологиям, которые помогут сделать его строго личностно-направленным, индивидуально-ориентированным. Одновременно появление технологий облачных вычислений (англ.:cloud computing), использование технологий маш-апа и бриколажа (англ.: mash-up and bricolage), а также существенное расширение возможностей хранения данных и совершенствование способов их обработки, приведет к меньшей зависимости от централизованных «институциональных» веб-порталов, что, в свою очередь, может привести к исчезновению централизованных обучающих виртуальных сред (англ.: virtuallearning environments).

Во-вторых, по мнению Дерека Бейрда, в образовании 3.0 одной из существенных составляющих должно стать понятие «мобильность технологий» (англ.: mobile technologies). И здесь может понадобиться повсеместный доступ к образовательным ресурсам, инструментам, технологиям, включая доступ к экспертному сообществу (экспертным группам, оценщикам проектов, отдельным экспертам – носителям узкопрофессионального знания). С расширением и усовершенствованием именно средств мобильной телефонии (смартфонов, планшетов и прочее), а также усиления коннективизма во всех типах интернет-коммуникаций, расширения так называемой зоны прямого видения (англ.: line-of-sight) (спутникового и беспроводного Интернета) постепенно возникнет ситуация, что, если обучаемый захочет что-либо получить, то он сможет это сделать практически из любой точки земного шара. И постепенно с развитием мобильных и интернет-технологий понятие «цифрового разрыва» также станет трансформироваться: от понятия «доступа» и извечного «иметь или не иметь» (в его социально-экономическом контексте) акцент постепенно будет смещаться в сторону развития и влияния на усиление цифрового разрыва психологических, личностных факторов и навыков (могу, должен, хочу/не могу, не должен, не хочу) и разграничение, скорее всего, пойдет именно в этом направлении [16].

В-третьих, Стив Виллер полагает, что групповое совместное обучение возможно в любых контекстах. Благодаря таким характеристикам образования 3.0 как управляемая фильтрация контента и ориентированность на многопользовательские сервисы, в его структуре гораздо легче реализуется «групповой фактор [16].

В-четвертых, технологии 3D с их более быстрой обработкой визуальных данных создают возможности для реализации практически беспроблемного взаимодействия в трехмерном пространстве, повышая элемент наглядности всего образовательного процесса 3.0. Однако в контексте образования 3.0 к 3D хочется добавить ещё одно «D», и говорить о дополнительном – четвертом измерении, т.е. о том измерении, в котором мы живем – длине, высоте, ширине и времени. Большинство людей практически о четвертом измерении никогда не задумывается, но именно этот параметр крайне актуален в контексте 3.0 и призван сделать это образование более гибким относительно пространственно-временных параметров [16].

Итак, если использовать язык метафор, то концептуально переход от веб 1.0, к веб 2.0, а затем к веб 3.0 это переход, по выражению Стива Вилера, от Пишущего Веба (англ.: Write Web) к Читающе / Пишущему Вебу(англ.: Read / Write Web), а потом к Читающе / Пишуще / Сотрудничающему Вебу (англ.: Read/Write/Collaborative) [15]. Благодаря этому переходу и обучаемые, и обучающие становятся ближе друг к другу в любое время и в любом месте, а также у них появляется возможность более эффективного поиска необходимой информации и управления ею.

В учебно-воспитательном процессе персональный компьютер выполняет несколько функций: является источником информации; партнером; средством создания проблемных ситуаций и когнитивного развития учащихся; контролирует действия ученика и предоставляет ему новые познавательные возможности. Несмотря на полифункциональность компьютера, выбор способа его применения напрямую зависит от поставленных дидактических задач. Рассмотрим, какие виды учебных задач можно решать с помощью компьютера в процессе формирования навыков и умений в видах речевой деятельности [1, c. 5-7].

Компьютерные технологии представляют собой серьезную альтернативу традиционному обучению письменной речи с помощью ручки и бумаги. Если применяется компьютер, то на начальном этапе обучения школьники не испытывают особых затруднений в формировании навыков письма и удовлетворяют огромный познавательный интерес к компьютерной технике. При обучении аудированию компьютер позволяет:

· формировать фонетические навыки аудирования;

· развивать механизмы аудирования;

· снимать и преодолевать трудности восприятия звучащего текста;

При обучении чтению он способствует:

· обучению различным видам анализа текста;

· совершенствованию рецептивных лексических или грамматических навыков;

· реализация справочно- информационной поддержки( за счет использования [1,c. 5-7].

Используя дидактические материалы на электронных носителях, можно, интегрируя их в учебный процесс, более эффективно решать целый ряд дидактических задач на уроке:

1) формировать навыки и умения чтения, непосредственно используя материалы разной степени сложности;

2) совершенствовать умения аудирования на основе аутентичных звуковых текстов в сети Интернет, также соответственно подготовленных учителем;

3) совершенствовать умения письменной речи, индивидуально или письменно составляя ответы партнерам, участвуя в подготовке рефератов, сочинений;

4) пополнять свой словарный запас, как активный, так и пассивный, лексикой современного иностранного языка, отражающего определенный этап развития культуры народа, социального и политического устройства общества;

5) знакомиться с культуроведческими знаниями, включающими в себя речевой этикет, особенности речевого поведения различных народов в условиях общения, особенности культуры, традиций страны изучаемого языка;

6) формировать устойчивую мотивацию иноязычной деятельности учащихся на уроках на основе систематического использования «живых» материалов, обсуждения не только общих вопросов, но и актуальных проблем [7,с 17].

2.2 Отбор электронных дидактических материалов на электронных носителях для обучения общению на английском языке

За последние годы появилось много методических работ, авторы которых рассматривали вопросы развития видов речевой деятельности, формирования аспектов языка, а также формирования социокультурной и межкультурной компетенций посредством аутентичных и учебных Интернет-ресурсов, блог (www.blogger.com) – и вики – технологий, подкастов (www.podomatic.com), вебквестов. Информационно-коммуникационные технологии создают новую глобальную среду, в которой будущему поколению предстоит не только общаться, но и выстраивать профессиональные и личные отношения, позиционировать свои интересы и представлять себя. От того насколько эффективно им это удастся, во многом и будет зависеть их личное благополучие и процветание всей страны. Именно поэтому в настоящее время большое значение придается информатизации системы школьного образования, включая и языковое образование. Это все свидетельствует о том, что на современном технологическом этапе развития общества общение посредством сети Интернет уже не может рассматриваться как дополнительный вид общения. Интернет-общение, скорее, должно рассматриваться в качестве отдельного полноценного вида человеческого общения, которое будет требовать как отдельного изучения, так и отдельной методики обучения [11, c. 101].

В рамках образования Web 3.0 использования ИКТ компьютерные программы и Интернет-ресурсы применяются для дистанционного обучения иностранным языкам. Постоянно совершенствуются системы управления обучением (Learning Management Systems, или LMS), которые предназначены для создания и управления учебными курсами в интернет-сети, а также технологии, позволяющие разрабатывать, хранить и изменять содержание информационных ресурсов образовательного назначения ( Learning Content Management Systems, или LCMS) [4, c. 203-206 ].

Поскольку в основе лежит самостоятельная работа учащихся, возникает необходимость в управлении их поисково-исследовательской деятельностью по решению поставленной проблемной задачи. Одним из средств управления могут стать веб-квесты, которые размещаются на специальных интернет-площадках (WebQuest-Wizard, Zunal), реализуются с использованием информационных ресурсов всемирной сети и выполняются учащимися в паре или группе с учетом основных положений проектной технологии. Веб-квесты имеют следующую структуру.

1. Введение с кратким описанием темы проекта;

2. Проблемное задание с указанием конечного продукта и формы его представления;

3. Последовательность действий учащихся и ссылки на информационные ресурсы, необходимые для выполнения проекта;

4. Критерии оценки учебных достижений учащихся и проделанной индивидуальной / совместной работы в рамках проекта;

5. Заключение;

6. Список использованных материалов;

7. Методические рекомендации учителя по проведению веб-квеста (Б. Додж ) Веб-квесты могут использоваться в обучении иностранным языкам для сбора и самостоятельного структурирования информации по изучаемой теме (например, защите окружающей среды); сопоставительного анализа изучаемых событий / явлений и обоснования сделанных выводов в блогах, аудио / видеоподкастах; в качестве основы для создания презентаций, документальных, социальных или рекламных роликов по проблеме. Вэбквест позволяет развить у обучающихся следующие языковые и речевые умения:

· осуществить поиск информации;

· выделять ключевые слова;

· определять тему /проблему;

· отделять основную информацию от второстепенной;

· фиксировать необходимую информацию из прочитанного;

· подробно / кратко излагать содержание прочитанного;

· выделять факты / примеры / аргументы в соответствии с поставленным вопросом / проблемой;

· делать выводы;

· оценивать поступки и давать характеристику персонажей, фактов и событий;

· запрашивать и обмениваться информацией

· уточнять интересующую информацию;

· прогнозировать развитие / результат излагаемых фактов / событий [11,c 101].

Далее хотелось бы также отметить социальный сервис YouTube (ЮТьюб), предоставляющий услуги размещения и хранения видеоматериалов. Пользователи могут добавлять, смотреть, комментировать видеоматериалы. Данный сервис может быть использован при развитии умений говорения и аудирования. Использование данного сервиса, обеспечивает:

– произведение самостоятельного поиска информации учащимися в рамках работы над каким-либо проектом;

-совершенствование умений аудирования на основе аутентичных зуковых текстов Интернета и мультимедийных средств;

– умение поддержания диалогов и дискуссий на основе проблемного обсуждения материалов занятия по английскому языку;

– пополнение словарного запаса лексикой современного английского языка;

– формирование устойчивой мотивации иноязычной деятельности учащихся на занятии на основе систематического использования «живых» материалов[ 10].

Социальный сервис, предназначенный для хранения и дальнейшего использования пользователем своих цифровых фотографий и видеороликов, который носит название фликр (www.flickr.com). Зарегистрированные пользователи могут размещать на удаленном сервере свои фотографии, добавлять названия, давать краткие описания, выделять ключевые слова (теги) для дальнейшего поиска. С помощью поисковой системы Фликра по ключевому слову вы можете найти фотографии других пользователей. Например, для поиска фотографий, сделанных в День благодарения в США, достаточно будет ввести ключевое слово Thanksgiving, и пользователь сможет увидеть тысячи фотографий по данной тематике. Данная система поддерживает возможность переписки между пользователями. Каждый ученик может оставить свои комментарии к фотографиям и дать ссылки на свои снимки и видеозаписи. Более того, пользователи системы Фликр могут образовывать группы по интересам. Данный тип социального сервиса обучает своих пользователей говорению.

В зависимости от конкретных учебных задач вышеперечисленные социальные сервисы могут быть использованы как в индивидуальной, так и групповой работе; как непосредственно в классе, так и дома; как в проектной деятельности, так и на регулярных занятиях. Однако очевидно одно: их использование будет способствовать применению учащимися иностранного языка в образовательной познавательной деятельности [11,с. 128].

Использование сервиса Wordle (http://www.wordle.net/create) позволяет создавать word clouds (словарные облака). Работа с данным сервисом разрешает применять разнообразные формы и приёмы на занятиях по иностранному языку при обучении чтению, говорению и письму.

Для этого вводится в специальное поле «текст» и программа генерирует облако, отображая наиболее часто используемые слова крупным шрифтом.

Программа позволяет менять цвет, шрифт, фон и направление расположения слов. Задания, основанные на word clouds, бесспорно полезны для визуалов (тех, кто воспринимает большую часть информации с помощью зрения). С одной стороны, это просто возможность создать красивую картинку для статьи или презентации. С другой – полезный в обучении иностранным языкам инструмент, которому можно найти массу интересных применений. Например, можно сделать следующее: [12].

– создать словарное облако на основе небольших недавно изученных учебных текстов, и попросить учеников вспомнить, о чем были эти тексты, и в каком именно контексте использовались слова;

– показать облако, составленное из слов, взятых из незнакомого текста, и попросить догадаться о его содержании;

– включить в облако все слова, которые необходимо разобрать (pre-teach) перед прочтением нового текста/прослушиванием аудио;

– создать облака из ключевых слов изучаемого текста (key vocabulary), распечатать и развесить в классе в качестве постеров (изготовить плакаты могут сами учащиеся в качестве домашнего задания);

– рекомендовать учащимся регулярно самостоятельно пользоваться данным сервисом для облегчения запоминания новых слов. Данный сервис развивает навыки и умения письма и письменной речи, чтения и говорения, тренировки памяти к запоминанию большого количества лексических единиц [12].

Флэш сервис по обучению запоминания слов и фраз на настольном компьютере – http://www.learnwords.ru. Обучение состоит в выполнении шести основных упражнений для выбранного из словаря блока слов. От первого знакомства со словом (Карточка), переход к более сложному упражнению, позволяющему “отгадать” правильность перевода, очищая “игровой стакан” (Мозаика); далее закрепляется ассоциация “слово-перевод”(Выбор перевода), проверяется упражнением «Угадать перевод», в котором перевод уже требуется вспомнить самостоятельно; более сложную ассоциацию “перевод-слово” вырабатывает упражнение Выбор слова, и, наконец, упражнение Написание обеспечивает запоминание правильного написания слова. Поддержка звуковых файлов с произношением слов и синтеза речи, создает еще одну ассоциацию восприятия слова на слух, что поможет понять иностранную речь и выработать правильное произношение. Слова мало выучить, необходимо их надежно и надолго запомнить, отправить на хранение в долговременную память. Решить эту задачу позволяет универсальная система повторений. Система реализует график повторений по Г. Эббингаузу, что позволяет запомнить любую, даже бессвязную информацию [3].

Quizlet.com – это бесплатный онлайн сервис для создания и применения флэшкарточек и обучающих игр. Вы можете выбирать различные категории создания карточек: языки, культура, математика, география и т.д.Также сервис предлагает разные виды создания карточек: flashcard mode –этот вид флэшкарточек, похожий на традиционный бумажный тип. Быстро отображается материал в полный экран, вы можете смешивать карточки и слушать их с аудио.

Learn Mode – этот вид флэш карточек предлагает расширенные возможности, он отображает правильные/неправильные ответы и пропущенные вопросы. Test mode – еще один вид флэш карточек, который позволяет выбрать типы вопросов: вписывание ответов, выбор ответа, сопоставление, правда/неправда [3].

Таким образом, отобранные дидактические материалы на электронных носителях помогают развить следующие умения:

– умение вступать в общение;

– умение высказываться логично и связно;

– умение говорить самостоятельно;

– умение пересказать прочитанное или услышанное, при условии, что пересказ осуществляется с определенной речевой задачей;

– умение выбирать материал для чтения;

– читать тексты разного жанра;

– умение читать самостоятельно;

– умение пользоваться словарем.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В последнее время в сфере образования широко используются электронные средства для обучения учащихся общению на иностранном языке. Поэтому исследование применения дидактических электронных материалов актуально и востребовано.

В ходе написания курсовой работы нами были раскрыты цели и задачи, которые можно решить, используя дидактические материалы. Самой важной задачей является обучение общению на английском языке. При написании курсового проекта нами была изучена специальная литература, включающая в себя статьи и учебники по ИКТ информационно-коммуникационным технологиям, описаны умения общения на иностранном языке учащихся общего среднего образования, отобрали дидактические материалы на электронных носителях. В проведении нами исследования, мы обнаружили, что присутствие в образовании и оснащение его новыми иноформационно-коммуникационными технологиями положительно влияет на успешное овладение учащимися новой и познавательной информации. Это позволяет значительно улучшить ход рабочего процесса, а также развивать у учащихся навыки и умения самостоятельной учебно-познавательной деятельности. В перспективе мы видим возможность широкого использования данных дидактических материалов в средней образовательной школе, и также сферах занимающихся подобного рода деятельностью. Изначально была раскрыта лингводидактическая характеристика общения, включая общие виды и умения общения. На базе полученных данных далее необходимо было представить номенклатуру умений общения на английском языке учащихся второй ступени общего среднего образования. В нашей практической части речь идет о дидактических материалах в обучении общению, где выявлены навыки и умения общения, которые формируются при их использовании.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Антошина, И. М Непрерывное обучение иностранным языкам: опыт и перспективы: Мат-лы докл. Междунар. науч.-практ. конф., Минск, 21-22 декабря 2004г. : в 2ч.- Мн., 2004.- Ч2.-С 5-7.

2. Дидактические материалы по английскому языку [Электронный ресурс] Режим доступа – http://engblog.ru/didactic – Дата доступа 15.12.2015.

3.Интернет-каталог современных информациооных технологий -[Электронный ресурс]- Режим доступа- http://nit-for-you.wikispaces.com/Flash – Дата доступа- 06.05.2016.

4. Леонтьева, Т. П Использование веб-квестов в профессионально-методической подготовке учителей иностранного языка // Инновации в обучении иностранным языкам: опыт, проблемы, перспективы: материалы Международной научно-практической конференции, Минск 19-20 декабря 2012 г. В 2 ч. / Минский государственный лингвистический университет; редкол.: Н.П. Баранова (отв. ред.) [и др.]. – Минск, 2014. – Ч.2. – С. 203-206.

5. Пассов, Е.И Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению- М.: Рус. яз.,1989- с 11.

6. Пассов, Е.И Обучение общению на иностранном языке: учебное пособие / Под ред. Е.И Пассова, Е.С Кузнецовой.-Воронеж:НОУ «Интерлингва»,2002. – с. 12.

7.Полат, Е.С Интернет на уроках иностранного языка// ИЯШ- №2- 2001- С.17.

8.Профессиональное образование, словарь [Электронный ресурс]- Режим доступа- http://professional_education.academic.ru – Дата доступа 15.12.2015

9. Рогова Г.В Методика обучения иностранным языкам в средней школе// Г.В. Рогова, Ф.М. Рабинович, Т.Е. Сахарова – М.: Просвещение, 1991.- с 24.

10. Роль сервиса Youtube в изучении иностранного языка

[Электронный ресурс]- 2012- Режим доступа http://cyberleninka.ru/article/n/rol-youtube-v-izuchenii-inostrannogo-yazyka -Дата доступа- 06.05.2016.

11. Сысоев, П.В., Евстигнеев М.Н. Методика обучения иностранному языку с использованием новых информационно-коммуникационных Интернет-технологий : учеб.- метод. пособие. М. : Глосса-Пресс : Ростов н/Д. : Феникс, 2010.- 128с.

12.Облака слов Wordle в обучении иностранному языку- [Электронный ресурс]-Режим доступа- http://www.rusnauka.com/11_NPE_2014/Philologia/1_167394.doc.htm- Дата доступа- 10.05.2016.

13.Учебные программы по учебным предметам для учреждений общего среднего образования с русским языком обучения и воспитания, М., 2015: Национальный институт образования – 80с.

14.Федорова, Л. М, Рязанцева Т.И Современные теории и методики обучения иностранным языкам/ Суханова О. В // Об использовании некоторых технических возможностей компьютера для оптимизации учебного процесса по иностранному языку М-во образования и науки Рос. Федерации, Науч.-метод совет по иностр. яз. Минобраз. РФ, Нац. о-во приклад. лингвистики, Моск. акад. экономики и права ; ред. Л.М. Федорова, Т.И. Рязанцева. – Москва : Экзамен, 2004. – 286c.

15.Щукин, А.Н Методика обучения речевому общению на иностранном языке./Учебн. Пособие для преподователей и студентов языковых вузов – М.: Икар – с. 25-26.

16.Wheeler S. (2009). Is Twitter the Semantic Web? // Learning with “e”s [Electronic Resourse ] -Режим доступа – steve-wheeler.blogspot.com – Дата доступа – 14.04. 2015.

Поделиться статьёй
Поделиться в telegram
Поделиться в whatsapp
Поделиться в vk
Поделиться в facebook
Поделиться в twitter
Матвей Ковалёв
Матвей Ковалёв
Закончил ВГУ факультет философии и психологии. Моя основная работа – преподавание, но в свободное время я занимаюсь репетиторством и написанием студенческих работ на сайте «Диплом777». В компании работаю шесть лет. Нравится помогать студентам в учебе, начиная от написания рефератов и эссе и заканчивая созданием курсовых и дипломных проектов.

Ещё статьи

Нет времени делать работу? Закажите!
Вид работы
Тема
Email

Отправляя форму, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и обработкой ваших персональных данных.