Использование сервисов WEB 2.0 на уроках информатики - дипломная работа готовая

ООО "Диплом777"

8:00–20:00 Ежедневно

Никольская, д. 10, оф. 118

Дипломная работа на тему Использование сервисов WEB 2.0 на уроках информатики

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования «Глазовский государственный педагогический институт имени В.Г.Короленко»

Факультет информатики, физики и математики

Кафедра информатики, теории и методики обучения информатике

КУРСОВАЯ РАБОТА

Использование сервисов WEB 2.0 на уроках информатики

Выполнил Осотов

Студент 1.941гр Илья Алексеевич

Руководитель работы

ЮговаНаталья Леонидовна

Глазов 2013

Содержание

Введение

1. Эстетическое воспитание: понятие, характеристика, критерии

2. Возраст, сопутствующий развитию эстетического воспитания

3. Серия практических работ для изучения графического редактора, направленная на эстетическое воспитания школьников

Заключение

Литература

Введение

В условиях развития современного общества особую значимость в воспитании подрастающего поколения приобретают проблемы этического и эстетического воспитания, добра и красоты, формирования человека как духовно богатой , творческой активной личности, носителя единых в своей сути этических и эстетических ценностей. Однако в век компьютерных технологий уровню эстетической и художественной воспитанности в школах уделяется мало внимания, так как все меньше времени отводится на уроки изобразительного искусства а изучение графического редактора на уроках информатики сводится лишь только к пользовательскому уровню и работы с шаблонными картинками. Поэтому необходимо уделять особое внимание развитию у учащихся эстетической и художественной воспитанности, формировать ценностные ориентиры по отношению к культурным традициям и соединить применение компьютерных технологий в художественно графическом процессе.

Рассмотрением проблемы эстетического воспитания занимались:

О.Н.Апанасенко, О.В.Дивненко, Н.И.Киященко, Б.Т.Лихачев, О.Н.Масленникова, Б.М.Неменский, М.Д.Таборидзе, и др.

Все выше изложенное позволило определиться с выбором темы исследования – “Эстетическое воспитание на уроках Информатики”.

Цель исследования – разработка серии практических работ для эстетического воспитания школьников при изучении графического редактора.

Объект исследования – процесс изучения графического редактора.

Предмет исследования – эстетическое воспитание на уроках информатики при изучении графического редактора Inkscape.

Гипотеза исследования основана на предположении, что создание серии практических работ для изучения графического редактора Inkscape, позволит повысить уровень эстетического воспитания школьников.

Для достижения цели и проверки гипотезы решались следующие задачи : эстетическое воспитание графический редактор

I. Провести теоретический анализ литературы по теме исследования.

II. Разработать серию практических работ для изучения графического редактора Inkscape направленных на эстетическое воспитание школьников.

Теоретико-методологическая основа исследования:

– эстетическое воспитание: Г.С. Лабковская, Б.Т. Лихачев, В.И. Смирнов, И.Ф. Харламов. и др.

– компьютерная графика: Л.А. Залогова, А.Ю. Кравцова, Е.М. Крысинская и др.

Для достижения поставленной цели и решения поставленных задач были использованы методы исследования:

I. Общенаучные методы теоретического исследования (изучение состояния исследуемого вопроса по литературным источникам, анализ и синтез).

Положение, выносимое на защиту:

I. Разработана серия практических заданий для изучения графического редактора Inkscape позволяющая повысить уровень эстетического воспитания школьников.

Работа состоит из введения, 3-х параграфов, заключения, библиографии.

1. Эстетическое воспитание: понятие, характеристика, критерии

Каждый человек в своей жизни не раз сталкивается с эстетическими явлениями. В среде духовной жизни, ежедневного труда, общения с природой и искусством, в межличностных отношениях – эстетические категории играют существенную роль. Красота доставляет удовольствие, стимулирует трудовую активность, трагическое учит нас сочувствию, комическое помогает нам биться с недостатками.

Мысли об эстетическом воспитании начали зарождаться в глубокой древности. Понятия о природе эстетического воспитания, его целях и задачах изменялись со времен Аристотеля и Платона вплоть до наших дней. Такие изменения во взглядах были связаны с ростом эстетики как науки и пониманием содержания ее предмета. Термин «эстетика» происходит от греческого слова «aisteticos», что обозначает «воспринимаемый чувством». Философы-материалисты, такие как Н.Г.Чернышевский и Д.Дидро считали, что объектом эстетики как науки является прекрасное. Именно это понимание и легло в основу эстетического воспитания.

В настоящее время вопрос эстетического развития и воспитания личности, становление ее эстетической культуры одна из главных задач, которая стоит перед школой. Данная проблема рассмотрена в трудах зарубежных и отечественных педагогов и психологов. Таких как О.Н.Апанасенко, О.В.Дивненко, Н.И.Киященко, Б.Т.Лихачев, О.Н.Масленникова, Б.М.Неменский, М.Д.Таборидзе, и др. Каждый из педагогов дает свое определение этому понятию, приведём примеры некоторых из них.

В.Н. Шацкая в своей книге «Общие вопросы эстетического воспитания в школе», дает следующее определение: “…педагогика определяет эстетическое воспитание как воспитание способности целенаправленно воспринимать, правильно понимать, чувствовать и оценивать красоту в окружающей действительности – в природе, труде, в общественной жизни, в явлениях искусства” [14, 22].

В словаре по эстетике, понятие эстетическое воспитание объясняется как «система мероприятий, направленных на совершенствование и выработку в человеке способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное и возвышенное в жизни и искусстве» [3, 356].

В этих двух определениях говориться о том, что эстетическое воспитание должно совершенствовать и вырабатывать в человеке умение воспринимать прекрасное в жизни, правильно понимать и оценивать его. Особый акцент делается на том, что эстетическое воспитание не должно ограничиваться только созерцательной задачей, но оно должно формировать способность создавать прекрасное в жизни.

Б.Т.Лихачев в книге «Теория эстетического воспитания школьников», опирается на определение К.Маркса: «Эстетическое воспитание – целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способного оценивать и воспринимать прекрасное, комическое, трагическое, жить и творить «по законам красоты»[8, 21]. Автор подчеркивает главную роль целенаправленного педагогического воздействия в эстетическом становлении ребенка. Б.Т Лихачев считает, что только целенаправленное педагогическое эстетико-воспитательное воздействие, приобщения детей в разнообразную художественную творческую деятельность способны развить их, поднять до понимания подлинного искусства, красоты действительности и прекрасного в человеческой личности[8, 43].

В “Словаре по педагогике” Г. М. Коджаспировой термин “эстетическое воспитание” формулируется так: выработка и совершенствование в человеке способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное в жизни и искусстве, активно участвовать в творчестве, созидании по законам красоты [6, 275].

Существует множество определений понятия «эстетическое воспитание», но рассмотренные раннее нами определения, позволяют выделить основные положения. Во-первых, это целенаправленный процесс воздействия на школьников. Во-вторых, это формирование способности учащихся воспринимать и видеть красоту в жизни и искусстве, с дальнейшим ее оцениванием. В-третьих, эстетическое воспитание – это формирование идеалов личности и эстетических вкусов. Наконец, в-четвертых, – развитие способностей к самостоятельному творчеству и созданию прекрасного вокруг нас.

Понятие “эстетическое воспитание” включает в себя ряд зависимых от него понятий: эстетическое развитие, эстетический вкус, эстетический идеал и эстетическое чувство.

Эстетическое развитие – целенаправленный процесс становления в ребенке сил, которые обеспечивают активность эстетического восприятия, эмоционального переживания, творческого воображения и формирования духовных потребностей.

Эстетический вкус – способность человека оценивать предметы, явления, ситуации с точки зрения их эстетических качеств.

Эстетический идеал – социально обусловленный, целостный, конкретно-чувственный образ, являющийся воплощением представлений людей о совершенстве красоты в природе, человеке и обществе.

Эстетическое чувство – субъективное эмоциональное переживание к явлениям и предметам окружающего нас мира. Эстетическое чувство может быть выражено в духовном наслаждении или отвращении [8].

Своеобразное понимание понятия эстетического воспитания порождает и различные подходы к его целям. Важной задачей эстетического воспитания школьников является формирование чувства сопереживания и умения поставить себя на место другого человека. Необходимо воспитать и развить такие качества и способности, которые помогут человеку не только достигнуть успеха в какой-либо деятельности, но и быть творцом эстетических ценностей, наслаждаться красотой окружающей действительности.

Эстетическое воспитание способствует формированию нравственности человека, расширяет его познания об окружающем мире, обществе и природе. Различные творческие занятия школьников способствуют развитию их воображения и мышления, воли и настойчивости, организованности и дисциплинированности.

Опираясь на все вышесказанное, можно выделить главную цель эстетического воспитания – формирование всесторонне развитой и гармоничной индивидуальности, образованного, высоконравственного, способного к рефлексии и сопереживанию, понимающим красоту жизни и красоту искусства, умения видеть окружающую жизнь глазами другого человека. Эта цель также отражает и особенность эстетического воспитания, как части всего педагогического процесса [8].

Любая цель не может рассматриваться без задач. Традиционно педагоги выделяют три основные задачи.

1. Создание определенного запаса элементарных эстетических знаний, без которых не может возникнуть интерес к эстетически значимым предметам и явлениям. Суть этой задачи заключается в накоплении разнообразного запаса звуковых, цветовых и пластических впечатлений. Учитель должен правильно отобрать по указанным параметрам такие предметы и явления, которые будут соответствовать нашим представлениям о красоте. Необходимы также конкретные знания о природе, о себе и о других[7].

2. Второй задачей эстетического воспитания является формирование и развитие способностей художественного и эстетического восприятия на основе полученных знаний таких социально-психологических качеств человека, которые обеспечивают возможность эмоционально оценивать и переживать эстетически значимые явления и предметы. Эта задача заключается в том, что дети смотря на картину, стараются запомнить название и художника, но картина не вызывает в них изумления, не заставляет восхищаться совершенством произведения. Тогда как задачей эстетического воспитания является – побуждение учащихся к более глубокому изучению, к переживанию того, что хотел выразить автор и к способности понять и увидеть позицию автора, позиции его героев[7]. Отсюда следует, необходимо сформировать такие качества ребенка, которые позволяют ему дать самостоятельную оценку любому произведению с учетом возрастных особенностей, высказать свое собственное психическое состояния по поводу него. Ребенок сможет оценивать произведение искусства или какое-либо явление в окружающем нас мире с эстетической точки зрения, если в нем сформулирована способность переживать и пропускать через себя эти явления, через своё представление о мире, при этом сравнивая с другими представлениями.

3. Третьей задачей эстетического воспитания является формирование эстетической способности у каждого воспитуемого. Смысл данной задачи в том, чтобы ребенок не только понимал что такое прекрасное, но и умел оценивать и любоваться им, очень важно чтобы он и сам активно участвовал в создании прекрасного [7].

Если объединить все задачи в одну, то можно обозначить основную задачу эстетического воспитания – развитие сопереживающей индивидуальности. Отсюда следует, чтобы все остальные элементы эстетического воспитания, такие как идеал, вкус, умение оценивать и воспринимать произведения искусства необходимо учащемуся для того, чтобы стать индивидуальностью, которая может эстетически оценивать и пропускать через себя явления окружающей действительности.

По мнению И. Ф. Харламова, эстетическое воспитание осуществляется в первую очередь при помощи искусства, оно должно включать изучение и приобщение учащихся к различным жанрам и видам искусства, которые могут быть рассмотрены в любом школьном предмете [13, 121]. Существенной стороной эстетического воспитания также является изучение прекрасного в природе, жизни, и поведении человека. Направленность на личностное развитие учащихся является также не мало значимой стороной содержания эстетического воспитания. В первую очередь необходимо сформировать эстетические потребности у учащихся в искусстве и в постижении художественных ценностей общества. Развитие у учащихся художественных восприятий является одним из основных элементом содержания эстетического воспитания.

К существенному компоненту эстетического воспитания относится овладение знаниями, которые связанными с умением выражать свои взгляды по поводу художественной действительности и пониманием искусства. В связи с этим у учащихся формируются преставления и понятия о специфике отражения действительности в разных жанрах и видах искусства, а также выработка умений анализировать содержание и нравственно-эстетическую направленность искусства.

Формирование у учащихся художественного вкуса занимает значимое место в содержании эстетического воспитания, оно связанно с восприятием и пониманием прекрасного. Необходимо научить учеников чувствовать гармонию и красоту настоящего произведения искусства, а также мотивировать к повышению культуры поведения.

Одним из важнейших компонентов содержания эстетического воспитания является приобщение учащихся к художественному творчеству, развитие их способностей и склонностей к музыке, изобразительному искусству и литературе. Л.Н.Толстой был убежден в том, что у каждого ребенка есть потребности в художественном творчестве, которые следует развивать и использовать в целях воспитания.

В.И.Смирнов выделяет следующие пути осуществления эстетического воспитания:

* эстетическое образование и воспитание в учебной деятельности (учебные занятия по языку, истории, литературе, изобразительному искусству, музыке, мировой и отечественной художественной культуре, информатике) и в различных видах и формах внеучебной воспитательной работы;

* приобщение к творческой деятельности в учреждениях общего и дополнительного образования [11].

Эстетическое воспитание невозможно без интеллектуальных, идейно-политических и моральных критериев. Оставаясь явлением идеологического порядка, оно выполняет определенную историческую и социальную функцию. Единство интеллектуального и эстетического определяется эстетическим отношением человека к действительности, которое основывается на познании. Важно знать, что эстетическое воспитание неотделимо от интеллектуальных чувств, таких как любопытство, интерес и любознательность. Дальнейшее развитие эстетического восприятия также не обходится без интеллектуальных элементов.

Измерение эстетической воспитанности может осуществляться различными критериями: психологическими, социальными и педагогическими. В область измерения психологическими критериями включены способности ребенка адекватного воссоздания в воображении художественных образов, их воспроизведение, а также способность любования, переживания и суждения. Об этих психологических явлениях относительно легко судить по тому, сколько и как ребенок общается с эстетическими предметами действительности и искусства, насколько соответственно художественно-эстетической сущности произведения изменяется и развивается его настроение, как он оценивает это произведение и порожденное им свое собственное психическое состояние.

Педагогические критерии помогают оценить и выявить эстетический идеал, точнее, тот или иной уровень его сформированности. В еще большей степени педагогические критерии необходимы оказывать помощь в объяснении уровня становления эстетического вкуса. Его проявление чувствуется и в свободном выборе детьми произведений искусства для удовлетворения интересов, и в оценке различных явлений искусства и жизни, и в результатах любой деятельности, особенно художественно-эстетического творчества. Оцениванию при помощи педагогических критериев подлежит так же способность ребят к художественному образному мышлению и творчеству. Необходимо видеть, насколько ребенок способен создавать свой собственный, новый, еще небывалый образ, какими навыками творческой деятельности он обладает. Для эстетической воспитанности характерно доведение исполнительских навыков до автоматизма и сосредоточение внимания на творение нового образа.

К социальным критериям эстетического воспитания относятся наличие широких интересов к искусству, потребности в общении с эстетическими явлениями в жизни. Эстетическая воспитанность проявляется и в поведение ребенка. Все его поступки, отношения с людьми в жизни, трудовая деятельность, его отношение к своей одежде и внешнему виду – все это влияет на степень эстетической воспитанности человека.

Степень эстетической воспитанности в зависимости от условий жизни и воспитания у различных детей различна. В процессе воспитания учителя в целом стремятся к оптимальному уровню эстетической воспитанности. Иными словами, главную цель эстетического воспитания необходимо видеть в том, чтобы в ребенке органически соединилось наличие подлинного художественного вкуса и эстетического идеала с развитой способностью к воспроизведению, переживанию, любованию, суждению и художественно-эстетическому творчеству. В особенности самым слабым местом эстетической воспитанности школьников остается область художественного вкуса и эстетического идеала. Этот факт делает эстетическую воспитанность ребенка ограниченной и недостаточной. Эстетическая воспитанность на этом уровне, равная в сущности невоспитанности, встречается среди младших подростков довольно часто. Отсутствие эстетического идеала, подлинно художественного вкуса порождает всеядность, стремление лишь к удовлетворению сиюминутных потребностей и развлечению, получению примитивных удовольствий. Такой ограниченный уровень эстетической воспитанности представляет собой наиболее благоприятную почву для воздействия на сознание и чувства детей низкопробных произведений.

Понятие эстетической воспитанности помогает сделать работу по эстетическому образованию детской личности целенаправленной и определенной.

Таким образом эстетическое воспитание – это целенаправленный процесс формирования творческой личности, способной чувствовать, воспринимать, оценивать прекрасное и создавать художественные ценности. Все школьное обучение должно ставить перед собой задачу сформировать гармонически развитую личность. Каждый школьный предмет должен выполнять при этом свою функцию, давать знания в определенной области, развивать те или иные способности, раскрывать перед школьниками какую-то сторону действительности.

2. Возраст, сопутствующий развитию эстетического воспитания

Эстетическому воспитанию характерна возрастная постепенность становления, это необходимо учитывать при планировании учебных задач, содержание которых должно соответствовать средствам и возможностям ребенка на определенном этапе его развития, учитывая психические и физиологические психические данные ребенка.

Очень трудно сформировать художественный вкус и эстетические идеалы, когда человеческая личность уже сложилась. Эстетическое развитие личности начинается с раннего детства. Для того, чтобы будущая личность стала духовно богатой, необходимо уделить особое внимание эстетическому воспитанию детей младшего школьного и дошкольного возраста.

Б.Т. Лихачев пишет: «Период дошкольного и младшего школьного детства является едва ли не самым решающим с точки зрения эстетического воспитания и формирования нравственно-эстетического отношения к жизни» [8, 64].Автор подчеркивает, что именно в младшем школьном возрасте происходит наиболее активное формирование отношений к миру, которые систематически превращаются в свойства личности.

Основные нравственно-эстетические качества личности откладываются еще в раннем периоде детства и остаются в практически неизменном состоянии на всю жизнь. Конечно, в течение времени что-то меняется и жизнь вносит свои коррективы, но именно в младшем школьном и дошкольном возрасте эстетическое воспитание выступает в качестве основы для всей дальнейшей воспитательной работы.

Приход ребенка в школу является одной из главных особенностей младшего школьного возраста. У детей появляется новый ведущий вид деятельности – учеба. Учитель становится главным человеком для ребенка. Человеком, через которого дети начинают познавать мир и нормы общественного поведения. Взгляды учителя, его вкусы, предпочтения становятся их собственными.

Другая особенность эстетического воспитания в школьном младшем возрасте связана с изменениями, которые происходят в сфере познавательных процессов ученика. Например, формирование эстетических идеалов у детей, как части их мировоззрения, длительный и сложный процесс. В ходе воспитания, жизненные отношения и идеалы претерпевают изменения. В разных условиях под влиянием, взрослых, товарищей, произведений искусства, жизненных ситуаций, идеалы могут претерпевать коренные изменения. Б.Т. Лихачев в своей работе отмечает – «Педагогическая суть процесса формирования эстетических идеалов c учетом возрастных особенностей детей состоит в том, чтобы с раннего детства, формировать содержательные и устойчивые идеальные представления о человеке и об отношениях между людьми, делая это в изменяющейся, разнообразной на каждом этапе новой и увлекательной форме» [8, 78].

С младшего школьного возраста изменения происходят в мотивационной сфере. Мотивы отношения детей к красоте дифференцируются и осознаются. Б.Т. Лихачев в своих работах отмечает, что к познавательному стимулу в данном возрасте добавляется осознанный мотив[8].

Чувство красоты окружающих людей, природы и вещей создает в ребенке особые эмоциональные состояния, поднимает непосредственный интерес к жизни, обостряет мышление, любознательность и память. В раннем детстве ребята живут непосредственной, глубоко эмоциональной жизнью. Сильные эмоциональные переживания надолго сохраняются в памяти, нередко превращаются в мотивы и стимулы поведения, облегчают процесс выработки убеждений, навыков и привычек поведения. Необходимо отметить, что использование эмоционального отношения ребенка к миру – это один из главных путей проникновения в детское сознание. Эмоциональные реакции и состояния ребенка можно считать критериями действенности эстетического воспитания. В эмоциональном отношении ребенка к какому-либо явлению выражается характер и степень развитости его вкусов, чувств, убеждений, взглядов и воли.

М.Д. Таборидзе характеризует подростковый возраст переходом от конкретного мышления к абстрактному, который считается вспомогательным условием для развития оценочных суждений. В момент восприятия подростком изобразительного искусства происходит поиск взаимосвязи формы и содержания картины. В работе М.Д. Таборидзе «Эстетическое воспитание школьников» стало очевидным, что в подростковом возрасте дети проявляют особый интерес к истории искусства и к изучению характерных явлений эпохи [12].

Эстетическое воспитание начинается с момента рождения ребенка. Воспитательное значение в жизни ребенка имеет буквально все: помещения, в котором он находится, опрятность одежды, форма личных отношений и общения, условия развлечений – все это может либо привлекать детей, либо отталкивать. Задача состоит не в том, чтобы организовать для детей красоту окружающей их среды, в которой они учатся, живут, работают, отдыхают, а в том, чтобы привлечь детей в активную деятельность по сохранению и созданию красоты. Другими словами, детей необходимо научить думать и заботиться не только о себе, но и о другом человеке, научить уважать других. Необходимо сочетать в процессе эстетического воспитания разнообразные формы и средства обучения, развивающих и пробуждающих в учащихся эстетическое отношение к жизни, искусству и литературе. Школа должна обращать внимание не только на содержание школьных предметов, но и на условия и факторы, которые оказывают влияние на эстетическое развитие личности.

Не мало значимый фактор эстетического воспитания, эстетика внешнего облика и поведения. В этом существенное влияние подростков оказывает личность учителя. Учитель может влиять на учащихся всем своим внешним видом. Модный, но в то же время деловой стиль в одежде, чувство меры в косметике и в выборе украшений, помогают сформировать у подростков правильный взгляд на красоту и вырабатывать у них критерий достоинства человека.

Д.К.Ушинский говорил каждый школьный предмет может эстетически воспитывать ученика. Каждый предмет вызывает в школьнике определенные эмоции благодаря изучаемому материалу. Для того чтобы стать средством эстетического воспитания учителю достаточно творчески подойти к предмету своей науки, пробудить к нему творческий интерес учащихся.

М.Д. Таборидзе [12] выделяет следующие стадии возрастного развития школьников и рассматривает приоритетные методы эстетического воспитания для каждого периода.

Первая ступень (6-7 лет, подготовительный класс) – музыкальное обучение. На данном этапе воспитание проходит в игровой форме.

Вторая ступень (8-10 лет, 1-3 классы) – ведущим видом деятельности являются познавательные интересы детей. В этот период особое внимание уделяется знакомству школьников с различными музыкальными и другими жанрами (разучивание, слушание, анализ произведений, беседы о жизни художников, композиторов и т.д.).

Третья ступень (10-13 лет, 4-6 классы) – основное место здесь занимает интеллектуальная деятельность детей, соответствующая изучению углубленного теоретического материала и его расширению, способствующая эстетическому воспитанию учащихся.

В старшем школьном возрасте все немного иначе, Б.Т. Лихачев говорил: «Старшеклассники начинают эстетически относиться к произведениям, главным содержанием которых является не только увлекательная фабула, но и не менее увлекательный теперь для них внутренний мир человека» [8, 136], – опираясь на это можно сделать вывод, что именно в этом возрасте чувство сопереживания другим наиболее осознанно и полно можно сформировать у школьников. Б.М. Неменский говорил «…в этот период осознание всех проблем идет в нерасторжимом единстве чувства и мысли, что является как раз незаменимой силой искусства [10, 69]. Старший возраст – самый оптимальный для слияний с искусством, для формирования им своего духовного мира», считал что переживание должно быть неотъемлемой частью основного метода обучения. Для этого будет верным путь синхронного рассмотрения видов искусств в их взаимодействии с общественным движением эпохи, с искусством разных народов.

Таким образом, учитывая каждый возрастной период, учитель может заранее выбрать приоритетный метод обучения и наметить перспективу для воспитания учеников того или иного возраста, а на уроках как нигде учитель сможет изменить и переосмыслить внутренний мир учащихся, пробудить в них интерес к новым достижениям а так же подтолкнуть личность к саморазвитию а без саморазвития не может быть и самовоспитания. Так же немаловажную роль играет разбор технических средств и приемов, используемых при создании той или иной работы, так как эстетически воспитывает буквально все, весь окружающий нас мир.

3. Серия практических работ для изучения графического редактора, направленная на эстетическое воспитания школьников

Практическая работа №1. Работа с шрифтом(отражение)

Пункт 1. Выберем инструмент «Текст» или используем клавишу (T) кликнем в любую точку холста, теперь введем сюда текст. В нашем примере этим текстом является слово «Отражение» (рис.1).

Рис.1.Набор текста

Пункт 2. Используем команду (“Текст”-> “Текст и шрифт”) или комбинацию клавиш (Shift+Ctrl+T) и изменим шрифт или гарнитуру для текущего текста (рис.2).

Рис.2.Изменение шрифта и гарнитуры

Пункт 3. Удобней всего изменять размер шрифта, когда он выделен, в этом случае вы можете растянуть его при помощи стрелочек, выделить шрифт вы можете использовав клавишу (F1). Что бы сохранить выбранные вами пропорции шрифта удерживайте клавишу (Ctrl) при растягивании стрелок (рис.3).

Рис.3.Растягивание шрифта

Пункт 4. При используемом выделении текста,(ПКМ) скопируем текст и снова вставим. Зажав клавишу (Ctrl) переместим нашу копию под нормальный текст (рис.4).

Рис.4.Копирование текста

Пункт 5. Используем клавишу (V) что бы отразить полученную копию по вертикали (рис.5).

Рис.5.Вертикальная копия

Пункт 6. Используем клавиши (Ctrl+F1) перейдем в меню управления градиентами, выберем линейный градиент. Для того что бы заливка линейным градиентом была распределена равномерно, удерживаем нажатой клавишу (Ctrl)(рис.6).

Рис.6.Градиентная заливка

Пункт 7. Добавим нашему тексту яркости. Используем клавишу (F1) что бы выделить наш текст, далее используем команду “Фильтры->Выступы->Огонь”, (рис.7).

Рис.7.Эффект “Огонь”

Практическая работа №2. Рисование “Слизняка”

Пункт 1. Создадим фон для нашего будущего рисунка, используем клавишу (F4) и нарисуем прямоугольник он и будет играть в нашем рисунке роль фона. Изменить цвет прямоугольника можно использовав палитру цветов внизу редактора или при помощи команды (“Объект”->”Заливка и обводка..”) либо при помощи комбинации клавиш (Shift+Ctrl+F)(рис.8).

Рис.8.Создание фона

Пункт 2. Выберем инструмент “Создавать и править градиенты” используем клавишу (Ctrl+F1) и применим его к нашему фону. Смотри рис.9.

Рис.9.Градиентная заливка.

Пункт 3. Используем инструмент “Рисовать кривые Безье и прямые линии” нарисуем контур нашего “слизняка”. Выделим наш контур и оконтурим его при помощи клавиш (Shift+Ctrl+C) (рис.10) выберем вкладку “Сделать выделенные узлы автоматически сглаженными” (рис.11).

Рис.10.Контур объекта

Рис.11.Сглаживание контура

Пункт 4. Закрасим нашего “слизняка” при помощи клавиш (Shift+Ctrl+F) и предадим нашему контуру форму, смотри рис.12.

Рис.12.Заливка объекта цветом

Пункт 5. Теперь нарисуем нашему “слизняку” глаз. Используем клавишу (F5) и нарисуем 3 круга, закрасим все окружности в разные цвета, смотри рис.13.

Рис.13.Создание глаза

Пункт 6. Теперь нарисуем уши, используем инструмент “Рисовать кривые Безье и прямые линии”. Отразим уже готовое ухо горизонтально с помощью клавиши (H). Поставим их как на рис.14.

Рис.14.Создание ушей

Пункт 7. Удерживая клавишу (Shift) нажатой, выделим наши уши и выберем верхние узлы, используем вкладку “Сделать выделенные узлы автоматически сглаженными”, теперь оставив уши выделенными выделим наш объект и суммируем его используя клавиши (Ctrl++) (рис.15).

Рис.15.Суммирование контуров

Пункт 8. Теперь нарисуем руку нашему “слизняку” используем инструмент “Рисовать кривые Безье и прямые линии”, (рис.16) после этого так же как в (пункт.7) суммируем нашу руку к основному контуру (рис.17).

Рис.16.Создание руки

Рис.17.Суммирование руки к объекту

Пункт 9. Теперь нужно нарисовать рот нашему “слизняку”. Используем клавишу (F5) и нарисуем овал, после чего предадим ему форму, смотри рис.18.

Рис.18.Создание рта

Пункт 10. Завершающий этап, добавим бликов нашему “слизняку” и используем команду “Фильтры -> размывание -> Перекрестное сглаживание” (рис.19).

Рис.19.Перекрестное сглаживание

Практическая работа №3. Рисуем “Необычные облака”

Пункт 1. Создадим фон для нашего будущего рисунка, используя клавишу (F4) нарисуем прямоугольник он и будет играть в нашем рисунке роль фона. Изменить цвет нашего прямоугольника можно использовав палитру цветов внизу редактора или при помощи команды (“Объект”->”Заливка и обводка..”) либо при помощи комбинации клавиш (Shift+Ctrl+F) (рис.20).

Рис.20.Создание фона

Пункт 2. Выберем инструмент «Создавать и править градиенты» используем клавиши (Ctrl+F1) и применим его к нашему фону. Смотри рис.21.

Рис.21.Градиентная заливка

Пункт 3. Создадим траву на нашем рисунке. Используем инструмент “Рисовать кривые Безье и прямые линии” и нарисуем треугольник, сделаем три копии и придадим форму (рис.22).

Рис.22.Создание контура травы

Пункт 4. Используем клавиши (Shift+Ctrl+С) что бы оконтурить наш объект затем используем команду “Контур->Сумма”(Сtrl++) для того что бы суммировать наши объекты. Теперь зальем наш объект зеленым цветом и уберем обводку (рис.23).

Рис.23.Заливка суммированного контура.

Пункт 5. Используем команду “Распылять объекты лепкой или раскрашиванием” и распылим наш объект смотри рис.24.

Рис.24.Распыление травы

Пункт 6. Теперь нарисуем наши облака. Используем клавишу (F5) что бы нарисовать овал. Оконтурим его (Shift+Ctrl+С) добавим узлов, и отредактируем его форму, после чего зальем наш объект цветом, перейдем во вкладку обводка и выберем белый цвет. Теперь нарисуем еще один овал внутри предыдущего и закрасим его белым цветом (рис.25).

Рис.25.Создание облака

Пункт 7. Теперь нарисуем мелкие детали, глаза и рот. Скопируем наш овал и уменьшим в размерах он будет являться рукой для нашего необычного облака, отразим его горизонтально используем клавишу (H) и получим вторую руку (рис.26). Присоединим наши объекты к облаку (рис.27).

Рис.26.Создание мелких деталей

Рис.27.Присоединение созданных деталей к объекту

Пункт 8. Добавим еще два облака скопировав их с оригинала, изменим размер и разместим слева и справа от нашего основного облака. Используя команду “Фильтры->Свет и Тень->Свечение” добавим нашим облакам свечения (рис.28).

Рис.28.Эффект “Свечение”

Практическая работа №4. Рисуем сотовый телефон.

Пункт 1. В начале мы будем создавать прямоугольники. В действии №5 на (рис.29) прямоугольнику нужно будет округлить углы. Мы сделаем это при помощи инструмента”Редактировать узлы контура”>”Сделать выделенные узлы сглаженными”

Рис.29.Созадние прямоугольников

Пункт 2. Теперь создадим кнопки для нашего будущего телефона. К прямоугольнику добавим по два узла сверху и снизу, теперь при помощи них создадим изгибы и закруглим углы как в (Пункт 1). Теперь вырежем в центре прямоугольника отверстие (копию вырезанного круга оставим рядом, он нам еще пригодится). Для того что бы вырезать круг используем команду “Контур — Разность”. Полученную деталь нужно залить и обвести используя команду “Объект — Заливка и обводка” (рис.30).

Рис.30.Создание кнопок

Пункт 3. Следующим нашим действием будет создание джойстика телефона. Копию круга необходимо закрасить в полоску однако это не обязательно (наклон заливки можно поменять при помощи команды) “Создавать и править градиенты”. Затем cделаем копию этого круга, уменьшим и зальем его темным цветом. Аналогично делаем следующие круги (рис.31).

Рис.31.Создание джойстика

Пункт 4.Теперь создадим мелкие детали наличие которых не обязательно, но желательно, будем рисовать их при помощи инструмента “Рисовать кривые Безье и прямые линии” а затем заливать цветом (рис.32).

Рис.32.Создание мелких деталей

Пункт 5. Завершающий этап: сгруппируем все объекты закруглим углы внешнего контура как в (Пункт 1) и добавим блик (рис.33).

Рис.33.Группировка объектов

Практическая работа №5. Рисуем Android.

Пункт 1. Используем клавишу (F5) “Рисовать круги и эллипсы” и нарисуем круг, после чего нарисуем прямоугольник другого цвета, наложим прямоугольник на наш круг. Удерживая нажатой клавишу (Shift) щелкнем по кругу и прямоугольнику, после чего используем команду “Контур->Разность” и получим полуокружность, голову нашего андроида (рис.34).

Рис.34.Создаем голову

Пункт 2. Теперь нарисуем тело нашего андроида. Используем клавишу (F4) “Рисовать прямоугольники и квадраты” нарисуем прямоугольник и расположим его под головой нашего андроида. Снизу тело нашего андроида нужно закруглить для этого добавим узлов нашему прямоугольнику щелкнув по нему два раза. Теперь используем инструмент “Вставить новые узлы” добавим узлов и удалим ненужные узлы находящиеся на углах, тело готово (рис.35).

Рис.35.Создание тела и его закругление

Пункт 3. Теперь нарисуем руки и ноги нашему андроиду. Для этого скопируем наше тело, и точно так же как в (Пункт 2) закруглим верхние углы, у нас получится закругленный квадрат. Теперь уменьшим его размер и расположим нашу руку слева , скопируем нашу руку и расположим справа. Теперь нарисуем ноги, скопируем руку изменим ее ширину и высоту и расположим как на (рис.36)

Рис.36.Создание рук и ног

Пункт 4. Наш робот андроид практически готов осталось добавить мелкие детали. Скопировав руку нашего андроида уменьшим ее размер и развернем, первая антенка готова, после чего скопируем ее и отразим горизонтально используя клавишу (H). Теперь используя клавишу (F5) нарисуем глаза и расположим детали как на (рис.37).

Рис.37.Создание глаз и антенн

Пункт 5. Наш андроид готов осталось придать ему красоты. Используем команду “Объект->Заливка и обводка” выберем более светлый тон. Теперь сделаем его объемным выделим нашего андроида используем команду “Фильтры->Выпуклости->Выпуклости HSL” (рис.38).

Рис.38.Создание глаз и антенн

Пункт 6. Для завершения рисунка добавим нашему рисунку блик для этого используя клавишу (Shift+F6) нарисуем вот такой треугольник выберем его и установим “непрозрачность=12” (рис. 39).

Рис.39.Создание блика

Пункт 7. Наш андроид готов (рис.40).

Рис.40.Готовый андроид

Заключение

Изучив литературу выяснили, эстетическое воспитание – это целенаправленный процесс формирования творческой личности, способной чувствовать, воспринимать, оценивать прекрасное и создавать художественные ценности. В процессе обучения главной задачей является формирование гармонически развитой личности, каждый предмет при этом выполняет свою функцию. Важнейшим фактором при повышении уровня эстетической воспитанности является ориентация на возрастные периоды учащихся. Каждому возрастному периоды свойственный свои особенности, необходимо применять те методы обучения, наиболее подходящие тому или иному периоду.

В результате исследования разработана серия практических работ по изучению графического редактора Inkscape. Целью данных работ является повышение уровня эстетической воспитанности школьников при изучении графического редактора. В последствии данные работы могут быть апробированы в Муниципальных общеобразовательных учреждениях на базе старших классов (VIII классов).

Таким образом, поставленные в начале исследования цели и задачи достигнуты, а выдвинутая гипотеза – подтверждена. Содержание выполненной работы соответствует целям и задачам исследования.

Список литературы

1.Апанасенко О.Н., Потемкин А.В. Методический аспект творческого воспитания школьников: методическое пособие. – Барн: изд. БГПУ, 2005. – 150 с.

2.Борев Ю.Б. Эстетика: учебник для вузов. – М.: Высшая школа, 2002. – 511с.

3.Беляев А.А., Новиков Л.И., Толстых В.И. Эстетика: словарь. – М.: Политиздат, 1989. – 448 с.

4.Дивненко О.В. Эстетика. – М.: Аз, 1995.-274с.

5.Залогова Л.А. Компьютерная графика. Эффективный курс: учебное пособие – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005 – 212 с.

6.Ильенков Э.В. Школа должна учить мыслить. – М.:Воронеж, 2009 – 112 с.

7.Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике (междисциплинарный) – М.: Март, 2005. – 448 с.

8.Киященко Н. И. Эстетика жизни: учебное пособие. – В 3 ч. Ч. 3. – М., 2000. – 95 с.

9.Лабковская Г. С. Эстетическая культура и эстетическое воспитание: кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1983. – 304 с.

10.Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников. – М.: Просвещение, 1985. – 176 с.

11. Маркс К., Энгельс Ф. Об искусстве. – Т. 1-2. – М.:Искусство, 1983. – 605, 704 с.

10.Масленникова О.Н. Интегрированный курс декоративно-прикладного искусства и информационных технологий: информатика и образование.:2004. – № 8. – 20 – 27 c.

12.Неменский Б.М. Педагогика искусства. – М.:Просвещение, 2007. — 255 с.

13.Смирнов В. И. Общая педагогика: учебное пособие. – М.: Логос, 2003. – 304 с.

14.Таборидзе М.Д. Эстетическое воспитание школьников. – М.: Педагогика, 1988. – 104 с.

15.Кравцова А.Ю. Изучаем искусство, графику, дизайн с компьютером.: Информатика и образование. – 2005. – № 6. 14 – 18 с.

16.Крысинская Е.М., Павлова А.А. Цифровые графические технологии как средство повышения эстетической культуры.: Информатика и образование. – 2006. – № 12. 23 – 25 с.

17. Харламов И.Ф. Педагогика. Крат. курс: Учеб. пособие. – 2-е изд., стер. – Мн.:Высш.шк., 2004. – 272 с.

18.Шацкая В.Н. Общие вопросы эстетического воспитания в школе. – М.: Советская педагогика, – 1976. – 168 с.

Поделиться статьёй
Поделиться в telegram
Поделиться в whatsapp
Поделиться в vk
Поделиться в facebook
Поделиться в twitter
Матвей Ковалёв
Матвей Ковалёв
Закончил ВГУ факультет философии и психологии. Моя основная работа – преподавание, но в свободное время я занимаюсь репетиторством и написанием студенческих работ на сайте «Диплом777». В компании работаю шесть лет. Нравится помогать студентам в учебе, начиная от написания рефератов и эссе и заканчивая созданием курсовых и дипломных проектов.

Ещё статьи