Государственное регулирование экономики - дипломная работа готовая

ООО "Диплом777"

8:00–20:00 Ежедневно

Никольская, д. 10, оф. 118

Дипломная работа на тему Государственное регулирование экономики

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретические основы исследования государственного регулирования экономики

1.1 Понятие государственного регулирования

1.2 Инструменты государственного регулирования экономики

Глава 2. Анализ методик государственного регулирования экономики

2.1 Методы государственного регулирования экономики

2.2 Роль государственного регулирования экономики

Заключение

Список использованной литературы

ВВЕДЕНИЕ

Сегодня, государство оказывает огромное влияние на экономику своей страны. Однако, если брать нынешнее регулирование государством экономики своей страны и сравнить ее, допустим, с административно-командной системой, то можно заметить, что роль государства в экономике различная. В частности, в командно-административной роль гораздо больше, чем при современной рыночной.

Государственное регулирование экономики представляет собой систему мер, включающую органы законодательного, исполнительного и контролирующего характера, которые осуществляются государственными структурами, направленными на стабилизацию всей экономической системы к меняющимся условиям рынка.

Государственное регулирование экономики, направленно на достижение следующих задач, а именно ГРЭ направленно на решения различных задач, например

1. стимулирования экономического роста,

2. регулирования занятости,

3. поощрения прогресса развития в отраслевой и региональной структурах,

4. поддержки экспорта.

Все направления государственного регулирования экономики, складываются исходя из имеющихся экономико-социальных проблем в том или ином государстве в определенный временной промежуток.

В мире, существуют, так называемые «лидеры» механизма государственного регулирования экономики. К ним относятся страны Западной Европы, а также ряд стран Латинской Америки и Азии. К наиболее «слаборазвитым» в области государственного регулирования экономики, относятся страны, такие как США, Канаде, Австралии. В них не происходило экономических потрясений, и как следствие, частный капитал обладает сильным влиянием в экономике. Но несмотря на это, государственное регулирование экономики, здесь также заметно. В частности при больших уровнях безработицы и увеличивающихся темпов инфляции.

Сегодня, роль государственного регулирования экономики в развивающихся странах, достаточно велика. Развивающиеся страны, только-только начинают создавать свою экономику, поэтому поддержка государства, здесь просто необходима. Помимо развивающихся стран, в большей степени в поддержке государства нуждаются и бывшие социалистические страны, которые осуществляют переход к рыночной экономике, основываясь на частной собственности.

Говоря о современной экономике, сложившейся в мире, можно сказать, что она необычайна сложна. Однако именно она, в перспективе, создает условия для любых видов человеческой деятельности. Задачи современной экономики определяются исходя из структурных элементов экономической деятельности, а также ее принципах.

Объектом исследования в дипломной работе выступает Государственное регулирование экономики в целом.

Предмет исследования – анализ совокупных свойств государственного регулирования.

Целью данной работы является выявление роли государственного регулирования экономики страны. Задачами данной работы являются :

1. Рассмотреть понятие государственного регулирования экономики

2. Изучить классификацию и функции государственного регулирования

3. Выяснить методы государственного регулирования экономики

4. Проанализировать роль государственное регулирование

Методы исследования: теоретические методы, необходимы для определения проблем, формулирования гипотез и для оценки собранных фактов, и системный подход — направление методологии научного познания, в основе которого лежит рассмотрение объекта как системы. Научную основу работы составили книги следующих авторов :

1. Абрамов А.В. Основы экономической теории,

2. Григорьев Н.О. Регулирование экономики,

3. Егоров А.В. Экономика государства российского

4. Маклаков А.Г. Экономика Федоров А.А. Экономика будущего

5. Яковлев А.А. Экономика России

Работа состоит из введения, содержащего в себе предмет, объект, цели и задачи работы, двух глав , отражающих специфику работы, заключения и списка использованной литературы.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ

1.1 Понятие государственного регулирования

Сегодня, государство оказывает огромное влияние на экономику своей страны. Однако, если брать нынешнее регулирование государством экономики своей страны и сравнить ее, допустим, с административно-командной системой, то можно заметить, что роль государства в экономике различная. В частности, в командно-административной роль гораздо больше, чем при современной рыночной.

Государственное регулирование экономики представляет собой систему мер, включающую органы законодательного, исполнительного и контролирующего характера, которые осуществляются государственными структурами, направленными на стабилизацию всей экономической системы к меняющимся условиям рынка. [1,c.20]

Ключевой задачей всего государственного регулирования экономики является создание сбалансированных условий для бесперебойного и эффективного функционирования всей экономики страны. Данная задача проявляется в том, что государство сотрудничает с рынками сбыта продукции, стимулирует и развивает общество и активно его поддерживает. В конечном итоге, такое развитое общество, будет наиболее эффективно и рационально действовать на рынке, с максимально полезным КПД. Естественно, что государство ставит одной из своих важнейших целей это защита права собственности и прав потребителей. Ученые выделяют различные функции, возникающие в процессе государственного регулирования экономики. К ним относятся

1. разработка, принятие и контроль над выполнением хозяйственного законодательства;

2. определение приоритетов макроэкономической политики;

3. обеспечение условий эффективного функционирования рынка;

4. решение тех экономических проблем, которые рыночный механизм не решает.

Государством создается нормативно-правовая база, необходимая для всех субъектов рынка. Эта база служит своего рода «правилами игры» на экономическом рынке.

Воплощение функций, описанных раннее, возможно с помощью постановки конкретных задач, которые непосредственно отражают направленность государства в определенную сферу ее деятельности и определяет ее перспективы в дальнейшем. Так вот к задачам государственного регулирования экономики относятся следующие:

1. совершенствование законодательства, обеспечивающего правовую основу деятельности предпринимателей и защиту их интересов.

2. Поддержание оптимальных общеэкономических пропорций

3. Совершенствование отраслевой структуры экономики, государственная поддержка базовых и других отраслей промышленности

4. Оптимальное сочетание текущих и перспективных направлений развития экономики: структурно-инвестиционной и научно-технической политики.

5. Создание благоприятных условий для накопления капитала

6. Поддержание приемлемого для большинства населения уровня дифференциации и распределения доходов, социальной стабильности в обществе.

7. Регулирование занятости и качества воспроизводства рабочей силы в условиях постоянного изменения производительных сил

8. Создание условий для свободной и добросовестной конкуренции, свободного перемещения товаров на внутреннем и внешнем рынках.

9. Охрана окружающей среды, предотвращение ее заражения, недопущение гибели природы.

10. Обеспечение национальной безопасности и др.

Конечно же, государственное регулирование экономической деятельности, имеет свою структуру. Ведь регулирование экономики – системное явления, которое характеризуется наличием субъектов и объектов деятельности. К объектам государственного регулирования экономики, относятся все сферы, отрасли, процессы и тд. Иными словами – это все, на что направлена политика государства в области регулирования экономической деятельности. Данная деятельность призвана обеспечить все необходимые условия для рационального функционирования всей экономики государства.

За последние несколько лет, круг объектов государственного регулирования значительно увеличился. И этому есть свои причины. В частности, объектами государственного регулирования признаются общие условия жизнедеятельности общества. Сюда можно отнести;

1. проблемы окружающей среды и сфера международного сотрудничества,

2. оборонные и энергетические объекты,

3. организации, выполняющие общегосударственные функции

К таким функциям относят военную безопасность. Государство возлагает на себя функции производства всех общественных товаров и услуг. Данное производство осуществляется на средства государственного бюджета, и направляется на оборону, а также содержание и развитие правоохранительных органов и расходы на социальные нужды.

К основным объектам ГРЭ относятся: структура экономики в ее отраслевом, региональном, секторальном и воспроизводственном аспектах. Экономические циклы; формы собственности; материальные и финансовые ресурсы страны и др. Немаловажным объектом государственного регулирования экономики является накопление капитала. Производство, присвоение и капитализация прибыли всегда служат главной целью хозяйственной деятельности в рыночной экономике.

Соотношение между спросом и предложением рабочей силы должно удовлетворять потребность экономики в квалифицированных и дисциплинированных работниках, заработная плата которых служит для них достаточной мотивацией к труду. Нежелательное и резкое снижение занятости ведет к увеличению числа безработных, снижению потребительского спроса, налоговых поступлений, росту налогов и прочим негативным последствиям.

Огромное внимание государственное регулирование экономики уделяет кругообороту денег. В этой сфере имеется приоритетное направление деятельности – это борьба с инфляцией Именно инфляция представляет одну из главных опасностей для экономики любого государства. В конечном счете, она способна «подорвать» экономику государства настолько, что оно будет просто несостоятельным во всем мире.

Помимо вышесказанных объектов государственного регулирования экономики, свое значение имеет и ценовая политика. Именно цены и отражают всю «сущность» экономику любого государства. Конечно же и сами цены оказывают серьезное воздействие на всю экономическую систему, а также устойчивость национальной и международной валюты.

Объекты государственного регулирования экономики различают в зависимости от уровня решаемых ими задач и методов решений. Это следующие иерархические уровни: уровень фирмы; региона; отрасли; сектора экономики (промышленность, сельское хозяйство, услуги); хозяйства в целом; глобальный (социальные отношения, экология); наднациональный (экономико-политические отношения с зарубежными странами, различные интеграционные процессы). При этом невозможно сказать, какой из этих уровней является доминирующим, а какой – вторичным, поскольку они все действуют в рамках одной системы.

Субъектами государственного регулирования экономики являются законодательные, исполнительные и судебные органы власти. Государственную власть в Российской Федерации осуществляют: Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации. Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется конституцией, федеральными и иными договорами о разграничении объектов ведения и полномочий. [2,c.310]

К государственному аппарату, регулирующему экономическое развитие страны, помимо трех ветвей власти, относится Центральный Банк Российской Федерации (банк России).

Таким образом, государственное регулирование экономики представляет собой систему мер, включающую органы законодательного, исполнительного и контролирующего характера, которые осуществляются государственными структурами, направленными на стабилизацию всей экономической системы к меняющимся условиям рынка.

1.2 Инструменты государственного регулирования экономики

Для того, чтобы цели экономической политики были реализованы, необходимо действовать по специально заготовленному плану и применять определенные инструменты. Именно инструменты составляют механизм эффективного государственного регулирования. Выделяют несколько ключевых элементов этого механизма. К ним относят фискальную и кредитно-денежную политики государства. В мире, существуют, так называемые «лидеры» механизма государственного регулирования экономики. К ним относятся страны Западной Европы, а также ряд стран Латинской Америки и Азии.

К наиболее «слаборазвитым» в области государственного регулирования экономики, относятся страны, такие как США, Канаде, Австралии. В них не происходило экономических потрясений, и как следствие, частный капитал обладает сильным влиянием в экономике. Но несмотря на это, государственное регулирование экономики, здесь также заметно. В частности при больших уровнях безработицы и увеличивающихся темпов инфляции.

Сегодня, роль государственного регулирования экономики в развивающихся странах, достаточно велика. Развивающиеся страны, только-только начинают создавать свою экономику, поэтому поддержка государства, здесь просто необходима. Помимо развивающихся стран, в большей степени в поддержке государства нуждаются и бывшие социалистические страны, которые осуществляют переход к рыночной экономике, основываясь на частной собственности.

Говоря о современной экономике, сложившейся в мире, можно сказать, что она необычайна сложна. Однако именно она, в перспективе, создает условия для любых видов человеческой деятельности. Задачи современной экономики определяются исходя из структурных элементов экономической деятельности, а также ее принципах.

Существуют принципы применения экономических инструментов, которые присутствуют во многих странах. К общим принципам можно отнести следующие:

1. Эффект регулирования предполагает минимальное нарушение рыночных основ экономики.

2. Регулирующие меры должны осуществляться в условиях оптимального сочетания применяемых мер (следует исходить из того, что противоречия могут заключаться не только между различными целями экономической политики, но и между используемыми средствами).

3. Стремление к достижению максимального эффекта в процессе использования регулирующего механизма предполагает четкое знание его структуры. Как известно, принято выделять в системе государственного регулирования две формы: экономическую и административную (т.е. институционально-правовую).

Все действия государства, имеющие воздействующий характер на экономику страны, относят к экономическим инструментам. К ним принято причислять совокупный спрос, совокупное предложение, степень централизации капитала и многие другие. Административные рычаги, все вместе, объединяют все действия, которые непосредственно связаны с обеспечение норм права. Естественно, что перед тем как принять меры, ставится конкретная задача, к которой нужно прийти.

Так вот к задачи относится – создание наиболее рациональных условий для бесперебойного функционирования частного сектора. Степень активности применения административных мер может быть различной в зависимости от области экономики. Наиболее настойчиво они проявляются сейчас в области социальной защиты малообеспеченных слоев населения, а также в сфере охраны окружающей среды.

Существует и другая классификация регулирующих мер. Их можно разделять на:

1. прямые

2. косвенные методы

Методы прямого воздействия предполагают такое регулирование со стороны государства, при котором поведение субъектов экономики основано не столько на самостоятельном экономическом выборе, сколько – на предписаниях государства. В качестве примера назовем влияние ни логового законодательства. В каждой стране законом предписана обязанность юридических и физических лиц на безвозмездную передачу части получаемых доходов в распоряжение государства. Частному бизнесу определен также порядок расчета амортизационных отчислений. Прямой метод воздействия оказывают и таможенные процедуры правительства.

Методы косвенного воздействия проявляются в том, что государство не влияет прямо на принимаемые субъектами решения. Оно создает лишь предпосылки к тому, чтобы при самостоятельном выборе экономических решений субъекты тяготели к тем вариантам, которые соответствуют целям экономической политики. Примерами данных действий можно назвать регулирование центральным банком величины учетной ставки, а также – модуляцию налоговых ставок. [3,c.450]

Оба метода воздействия на экономику не разделены, безусловно, жесткой линией. В каждом из используемых инструментов имеются элементы обоих методов, однако во многом дело зависит от их соотношения. Например, в рамках проведения финансовой политики в большем объеме наблюдается проявление прямых методов регулирования, в то время как при использовании денежно-кредитной политики на первый план выходят косвенные элементы. Одним из внешних проявлений этого является то обстоятельство, что министерство финансов (ответственное за реализацию финансовой политики) всегда выступает структурным элементом правительственного аппарата. В отличие от этого, центральный банк имеет, согласно конституции многих стран, относительно самостоятельный статус.

С точки зрения более конкретного, прагматического подхода разумно обозначить два ведущих инструмента, используемых правительством для регулирования:

1. воздействие с акцентом на использование государственных финансов (финансовая политика)

2. воздействие с акцентом на использование кредитно-денежных аспектов (монетарная, денежно-кредитная политика).

Указанные варианты классификации, безусловно, связаны между собой.

В историческом развитии рыночного общества прослеживается эволюция постепенного перемещения эпицентра регулирования с прямых методов – на косвенные. Финансово-бюджетные процессы (т.е. преимущественно прямые методы) активно нарастали уже с середины XIX в., достигнув пика своего развития к 60-м гг. XX в. Отметим, что финансовая политика стояла в эпицентре кейнсианской системы регулирования. Роль же денежно-кредитных мер стала заметно увеличиваться лишь с первой трети XX в. Установка, которой придерживаются сегодня правительства разных стран, – наиболее активно использовать тот инструментарий, который больше соответствует природе рыночного механизма (т.е. монетарную политику).

Подведем итог по первой главе: государственное регулирование экономики представляет собой систему мер, включающую органы законодательного, исполнительного и контролирующего характера, которые осуществляются государственными структурами, направленными на стабилизацию всей экономической системы к меняющимся условиям рынка.

Государственное регулирование экономики, направленно на достижение следующих задач, а именно ГРЭ направленно на решения различных задач, например

1. стимулирования экономического роста,

2. регулирования занятости,

3. поощрения прогресса развития в отраслевой и региональной структурах,

4. поддержки экспорта.

Все направления государственного регулирования экономики, складываются исходя из имеющихся экономико-социальных проблем в том или ином государстве в определенный временной промежуток.Для того, чтобы цели экономической политики были реализованы, необходимо действовать по специально заготовленному плану и применять определенные инструменты. Именно инструменты составляют механизм эффективного государственного регулирования. Выделяют несколько ключевых элементов этого механизма. К ним относят фискальную и кредитно-денежную политики государства.

Все действия государства, имеющие воздействующий характер на экономику страны, относят к экономическим инструментам. К ним принято причислять совокупный спрос, совокупное предложение, степень централизации капитала и многие другие. Административные рычаги, все вместе, объединяют все действия, которые непосредственно связаны с обеспечение норм права. Естественно, что перед тем как принять меры, ставится конкретная задача, к которой нужно прийти. Так вот к задачи относится – создание наиболее рациональных условий для бесперебойного функционирования частного сектора.

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ МЕТОДИК ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ

2.1 Методы государственного регулирования экономики

При осуществлении процедуры государственного регулирования экономики, применяется определенная методика. Учеными, выделяется несколько методов государственного регулирования экономики. В частности, к ним относятся прямые и косвенные методы регулирования. Рассмотрим каждый из этих методов подробнее. Итак, косвенные методы.

Сегодня, вся рыночная экономика, подвержена влиянию косвенных и административных методов. Часто, соотношение данных методов варьируется, однако приоритет среди этих двух методов, отдается экономическим методам. Данные методы, в отличие от административных, не ущемляют прав предпринимателей в своей деятельности, а наоборот, оказывают позитивное воздействие на экономику государства через стимулирующие факторы субъекта рынка. Изменяя ставку кредита, процент по вкладам, норму обязательных резервов банков, проводя операции на открытом рынке, государство оказывает влияние на величину инвестиций, производство и занятость населения, динамику цен. [5,c.2]

В современных условиях, в которых происходит спад производства, государство применяет методику стимулирования экономической активности. И аналогичным образом происходит ситуация при так называемом «перегреве». В такой ситуации, применяются меры, направленные на понижение активности.

К экономическим методам, принято относить финансовую политику, а также кредитно- денежную. Кредитно-денежная политика – это меры в области кредита , а также денежного обращения, которая направлена на увеличение роста ВВП, стабилизации цен, а также выравнивание платежного баланса.

К основным направлениям денежно-кредитной политики относятся:

1. операции па открытом рынке, т. е. на рынке правительственных ценных бумаг

2. политика учетной ставки или ставки рефинансирования. Регулирование процента по займам коммерческих банков у Центрального банка;

3. изменение нормы обязательных резервов банков, т. е. той суммы, которую коммерческие банки обязаны хранить в Центральном банке (без процентов).

Под финансовой политикой государства понимается система мероприятий государства, направленная на мобилизацию финансовых ресурсов, а также их распределению и использованию на основе финансового законодательства страны. Финансовая политика государства состоит из нескольких элементов. К ним относятся: бюджетная политика и фискальная политика. государственный экономика денежный

Многие экономисты к методам экономического регулирования причисляют систему государственного программирования. Данное программирование применяется для решения глобальных стратегических задач. Область применения глобального программирования различна. Оно может влиять как на всю экономику, так и и на отдельные сферы. В зависимости от использования различных критериев государственные программы можно подразделить на несколько видов. По срокам государственного программирования различают:

1. краткосрочные программы, разрабатываемые на срок от одного года до трех лет.

2. среднесрочные программы, рассчитанные на 3–5 лет.

3. долгосрочные программы, которые составляются на срок от 5 лет и более.

По объектам государственного программирования программы подразделяются на:

1. общегосударственные программы. Они содержат основные и значимые для общества в целом ориентиры экономического и социального развития. Эти программы направлены на регулирование деятельности государственного сектора и частных фирм;

2. региональные программы, охватывающие деятельность отдельных частей экономики. В некоторых странах для социально-экономического развития регионов используют региональное планирование;

3. целевые программы. Они предусматривают развитие конкретных направлений, например, научных исследований, а также поддержку отдельных групп населения. Например, в 2004 г. В России была принята целевая программа по обеспечению жильем военнослужащих;

4. отраслевые программы, направленные на развитие отдельных отраслей;

5. чрезвычайные программы, которые разрабатываются в тех случаях, когда экономика находится в кризисном состоянии вследствие экономических кризисов, экологических катастроф, ведения военных действий.

С помощью государственных программ решаются задачи структурной перестройки, осуществления инвестиций, защиты окружающей среды и т. д.

Государственное программирование получило широкое применение в странах Западной Европы, а также в Японии. В мире, существуют, так называемые «лидеры» механизма государственного регулирования экономики. К ним относятся страны Западной Европы, а также ряд стран Латинской Америки и Азии. К наиболее «слаборазвитым» в области государственного регулирования экономики, относятся страны, такие как США, Канаде, Австралии. В них не происходило экономических потрясений, и как следствие, частный капитал обладает сильным влиянием в экономике. Но несмотря на это, государственное регулирование экономики, здесь также заметно. В частности при больших уровнях безработицы и увеличивающихся темпов инфляции.

Необходимо помнить о том, что все государственные программы, принимаемые органами законодательной власти, носят именно рекомендательный характер. Это отличает нынешнюю экономическую ситуацию в стране, от командной экономике, существовавшей ранее. Кстати говоря, при командной экономике, на месте рекомендаций, находился директивный способ.

Как уже говорилось раннее, помимо экономических методов регулирования экономики, выделяют и административные. Рассмотрим их подробнее. К таким методам относят три вида мер – это принуждение, запрещение, разрешение. [4,c.54]

Запрещение представляет собой запрет на какую либо деятельность, а также признание вредным какого-либо товара или услуги. Например, в целях обеспечения безопасности или по другим причинам государство может запретить следование через его территорию персоны нон грата и грузов других государств.

Разрешение представляет собой согласие, оформленное либо в письменной, либо в устной форме субъектом управления. Государство «разрешает» проведение различных видов экономической деятельности, включая экспорт и импорт ряда товаров.

Принуждение выражается в применении всех мер наказания, за совершенные правонарушения в установленных формах. В частности, в качестве примера, можно указать уплату налогов, а также штрафы

Все вышеперечисленные методы административного регулирования применяются для решения вопросов, связанных с охраной окружающей среды, а также обеспечением безопасности государства. Данные методы, также используют и при создании всех правил, норм и стандартов, а также для контроля за их исполнением.

Обе методики государственного регулирования экономики, находятся в тесной взаимосвязи. Так как любой экономический регулятор применяется или изменяется после принятия соответствующих государственных решений, а также контролируется государственной службой, то можно сказать, что он уже несет в себе элемент администрирования. В то же время административные методы должны быть экономически обоснованы.

Таким образом, при осуществлении процедуры государственного регулирования экономики, применяется определенная методика. Учеными, выделяется несколько методов государственного регулирования экономики. В частности, к ним относятся прямые и косвенные методы регулирования. К экономическим методам, принято относить финансовую политику, а также кредитно- денежную. Кредитно-денежная политика – это меры в области кредита , а также денежного обращения, которая направлена на увеличение роста ВВП, стабилизации цен, а также выравнивание платежного баланса. Как уже говорилось раннее, помимо экономических методов регулирования экономики, выделяют и административные. Рассмотрим их подробнее. К таким методам относят три вида мер – это принуждение, запрещение, разрешение.

2.2 Роль государственного регулирования экономики

Учеными принято все экономическое развитие нашей страны подразделять на несколько задач. В частности на:

1. повышение уровня жизни населения

2. обеспечение национальной безопасности

3. обеспечение достойного места страны в мировом сообществе.

Для того, чтобы выполнить первую стратегическую задачу, нужно добиваться более качественного уровня доходов подавляющий массы всего населения, увеличения уровня образования и экономической востребованности высокообразованных кадров, а также обеспечение условия для здорового образа жизни, рождаемости полноценных детей и увеличения продолжительности жизни. [6,c.150.]

2 стратегическая задача предполагает сохранение государственной целостности сохранение государственной целостности и независимости посредством обеспечения достаточного для безопасности страны уровня обороноспособности.

3 задача, являясь особо важной в условиях глобализации, предполагает увеличение технологичности производства, оптимизацию экспорта-импорта в сторону расширения экспорта продуктов с высокой долей добавленной стоимости, нахождение своих экономически выгодных ниш в международном разделении труда.

Обеспечение относительной самодостаточности российской экономики предполагает создание самостоятельной экономической системы рыночного типа, способной развиваться с опорой на внутренние ресурсы и развитый внутренний рынок этих ресурсов. Особо важным является постепенное снижение зависимости развития страны от внешней конъюнктуры, а также обеспечение развитости отраслей и бизнес-структур в необходимых для удовлетворения внутренних потребностей страны размерах. [7,c.310]

Тесная взаимосвязь экономического роста должна проявляться прежде всего в том, что рост экономики должен сопровождаться ростом уровня жизни, укреплением безопасности страны и упрочнением ее позиций на мировой арене. В этом случае экономический рост приобретает особую практическую значимость для всего общества. И в таком случае он может выступить определяющим элементом консолидирующей национальной идеи.

Для того, чтобы реализовать долгосрочную перспективу экономического роста нашей страны, необходимо уделять огромное внимание развитию ряда производственных факторов. В частности, к ним относятся факторы природного, человеческого и финансового капитала. Важно стимулировать увеличение спроса на отечественную продукцию со стороны внутреннего рынка и расширять возможность ее реализации на внешнем рынке. Основным способом расширения спроса на внутреннем рынке является, помимо повышения конкурентоспособности отечественной продукции на внешнем рынке необходима активизация протекционистской политики государства.

Решение данной проблемы представляется далеко не простой задачей. Однако, необходимо применять скорейшие меры по предотвращению данной проблемы. Необходимо заключать долгосрочные контракты с иностранными компаниями на поставку сырья.

Обеспечение экономического роста возможно при условии увеличения не только уровня производства товаров и услуг, но и роста производительности и труда. Безусловно, необходимо и применение в изготовлении продукции инновационных методов создания товара. Нельзя решить проблему долгосрочного экономического роста без активизации и стимулирования всех форм предпринимательской деятельности и повышения трудовой мотивации наемных работников. [8,c.5]

Государство, как общественный институт в рыночной системе хозяйствования, должно взять на себя определяющую роль в обеспечении экономического роста. Оно должно вырабатывать только эффективную долгосрочную стратегию такого роста, но и обеспечить реализацию конкретных, тактических задач. Главнейшими направлениями деятельности государства являются:

1. Достижение сплоченности общества вокруг национальной идеи экономического роста;

2. Стимулирование прироста населения

3. Развитие предпринимательства и на этой основе увеличение роста занятости и снижение уровня безработицы

4. Стимулирование обновления производства, развития производственной инфраструктуры.

Государственные институты просто обязаны повысить качественную составляющую законодательной базы для ведения бизнеса, убрать нецивилизованные методы сотрудничества с предпринимательством, снизить уровень административного капитала

Существующая сегодня проблема экономического роста, также, как и проблема экономического развития в нашей стране, имеет глубокие корни. Важным аспектом является то, что необходимо обеспечить увеличение положительной динамики экономики страны. Необходимо данные элементы сделать стабильными и устойчивыми. Необходимо добиваться того, чтобы каждый человек, проживающий на территории нашей страны, на себе почувствовал позитивное влияние экономического роста страны.

Подведем итог по второй главе: при осуществлении процедуры государственного регулирования экономики, применяется определенная методика. Учеными, выделяется несколько методов государственного регулирования экономики. В частности, к ним относятся прямые и косвенные методы регулирования. К экономическим методам, принято относить финансовую политику, а также кредитно- денежную. Кредитно-денежная политика – это меры в области кредита , а также денежного обращения, которая направлена на увеличение роста ВВП, стабилизации цен, а также выравнивание платежного баланса. Как уже говорилось раннее, помимо экономических методов регулирования экономики, выделяют и административные. Рассмотрим их подробнее. К таким методам относят три вида мер – это принуждение, запрещение, разрешение.

Запрещение представляет собой запрет на какую либо деятельность, а также признание вредным какого-либо товара или услуги. Разрешение представляет собой согласие, оформленное либо в письменной, либо в устной форме субъектом управления. Государство «разрешает» проведение различных видов экономической деятельности, включая экспорт и импорт ряда товаров. Принуждение выражается в применении всех мер наказания, за совершенные правонарушения в установленных формах. В частности, в качестве примера, можно указать уплату налогов, а также штрафы

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подведем итог по всей работе и ответим на задачи, поставленные вначале.

Итак, государственное регулирование экономики представляет собой систему мер, включающую органы законодательного, исполнительного и контролирующего характера, которые осуществляются государственными структурами, направленными на стабилизацию всей экономической системы к меняющимся условиям рынка.

Государственное регулирование экономики, направленно на достижение следующих задач, а именно ГРЭ направленно на решения различных задач, например

1. стимулирования экономического роста,

2. регулирования занятости,

3. поощрения прогресса развития в отраслевой и региональной структурах,

4. поддержки экспорта.

Все направления государственного регулирования экономики, складываются исходя из имеющихся экономико-социальных проблем в том или ином государстве в определенный временной промежуток.

Конечно же, государственное регулирование экономической деятельности, имеет свою структуру. Ведь регулирование экономики – системное явления, которое характеризуется наличием субъектов и объектов деятельности. К объектам государственного регулирования экономики, относятся все сферы, отрасли, процессы и тд. Иными словами – это все, на что направлена политика государства в области регулирования экономической деятельности. Данная деятельность призвана обеспечить все необходимые условия для рационального функционирования всей экономики государства.

Для того, чтобы цели экономической политики были реализованы, необходимо действовать по специально заготовленному плану и применять определенные инструменты. Именно инструменты составляют механизм эффективного государственного регулирования. Выделяют несколько ключевых элементов этого механизма. К ним относят фискальную и кредитно-денежную политики государства

Все действия государства, имеющие воздействующий характер на экономику страны, относят к экономическим инструментам. К ним принято причислять совокупный спрос, совокупное предложение, степень централизации капитала и многие другие. Административные рычаги, все вместе, объединяют все действия, которые непосредственно связаны с обеспечение норм права. Естественно, что перед тем как принять меры, ставится конкретная задача, к которой нужно прийти. Так вот к задачи относится – создание наиболее рациональных условий для бесперебойного функционирования частного сектора.

Государство оказывает огромное влияние на экономику своей страны. Однако, если брать нынешнее регулирование государством экономики своей страны и сравнить ее, допустим, с административно-командной системой, то можно заметить, что роль государства в экономике различная. В частности, в командно-административной роль гораздо больше, чем при современной рыночной.

Сегодня, роль государственного регулирования экономики в развивающихся странах, достаточно велика. Развивающиеся страны, только-только начинают создавать свою экономику, поэтому поддержка государства, здесь просто необходима. Помимо развивающихся стран, в большей степени в поддержке государства нуждаются и бывшие социалистические страны, которые осуществляют переход к рыночной экономике, основываясь на частной собственности.

Говоря о современной экономике, сложившейся в мире, можно сказать, что она необычайна сложна. Однако именно она, в перспективе, создает условия для любых видов человеческой деятельности. Задачи современной экономики определяются исходя из структурных элементов экономической деятельности, а также ее принципах.

При осуществлении процедуры государственного регулирования экономики, применяется определенная методика. Учеными, выделяется несколько методов государственного регулирования экономики. В частности, к ним относятся прямые и косвенные методы регулирования. Рассмотрим каждый из этих методов подробнее. Итак, косвенные методы.

Сегодня, вся рыночная экономика, подвержена влиянию косвенных и административных методов. Часто, соотношение данных методов варьируется, однако приоритет среди этих двух методов, отдается экономическим методам. Данные методы, в отличие от административных, не ущемляют прав предпринимателей в своей деятельности, а наоборот, оказывают позитивное воздействие на экономику государства через стимулирующие факторы субъекта рынка.

К экономическим методам, принято относить финансовую политику, а также кредитно- денежную. Кредитно-денежная политика – это меры в области кредита , а также денежного обращения, которая направлена на увеличение роста ВВП, стабилизации цен, а также выравнивание платежного баланса. Как уже говорилось раннее, помимо экономических методов регулирования экономики, выделяют и административные. Рассмотрим их подробнее. К таким методам относят три вида мер – это принуждение, запрещение, разрешение.

Запрещение представляет собой запрет на какую либо деятельность, а также признание вредным какого-либо товара или услуги. Разрешение представляет собой согласие, оформленное либо в письменной, либо в устной форме субъектом управления. Государство «разрешает» проведение различных видов экономической деятельности, включая экспорт и импорт ряда товаров. Принуждение выражается в применении всех мер наказания, за совершенные правонарушения в установленных формах. В частности, в качестве примера, можно указать уплату налогов, а также штрафы.

Для того, чтобы реализовать долгосрочную перспективу экономического роста нашей страны, необходимо уделять огромное внимание развитию ряда производственных факторов. В частности, к ним относятся факторы природного, человеческого и финансового капитала.

Существующая сегодня проблема экономического роста, также, как и проблема экономического развития в нашей стране, имеет глубокие корни. Важным аспектом является то, что необходимо обеспечить увеличение положительной динамики экономики страны. Необходимо данные элементы сделать стабильными и устойчивыми. Необходимо добиваться того, чтобы каждый человек, проживающий на территории нашей страны, на себе почувствовал позитивное влияние экономического роста страны.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абрамов А.В. Основы экономической теории // Компьютер в бухгалтерском учете и аудите. — 2012. –№ 2. –С. 20–24.

2. Алексеев В.А Планирование в системе государственного регулирования экономики Мн.: ПКФ “Экаунт”, — 2011. — С.310.

3. Баймурзин Л.Я. Планирование и смешанная экономика. Вопросы экономики М.: ФИНАНСЫ и статистика, — 2011- 450с.

4. Валишин А.Е. Основы экономической теории // Вестник ГНК РБ. – 2012. – №6. – С.54-55.

5. Григорьев Н.О. Регулирование экономики // Компьютер в бухгалтерском учете и аудите. — 2012. –№ 12. –С. 2–4.

6. Дмитров Р.П. Государство и экономика Мн.: ПКФ “Экаунт”, — 2013. — С.150.

7. Егоров А.В. Экономика государства российского – Мн.: ПКФ “Экаунт”, — 2011. — С.310.

8. Ерофеев К.А. Экономическое развитие современной России. // Вестник ГНК РБ. – 2012. – №16. – С.5-15.

9. Калябина Т.К Государство и жизнь. ГНК РБ. – 2013. – №16. – С.50-55

10. Литвинов А.Б. Эффективность управления государством Вестник ГНК РБ. – 2012. – №6. – С.54-55

11. Маклаков А.Г. Экономика // Вестник ГНК РБ. – 2011. – №1. – С.7-15.

12. Маркосов Н.В. Экономическая теория // ФИНАНСЫ. — 2013. –№ 18 С.4–8

13. Федоров А.А. Экономика будущего // Главный бухгалтер. – 2012. – №40. – С.88-90.

14. Щукин В.А. Экономическая сущность управления // Компьютер в бухгалтерском учете и аудите. — 2012. –№ 1. –С. 10–24.

Поделиться статьёй
Поделиться в telegram
Поделиться в whatsapp
Поделиться в vk
Поделиться в facebook
Поделиться в twitter
Валерий Некрасов
Валерий Некрасов
Более 15 лет назад окончил РУДН, факультет физико-математических и естественных наук. По специальности работаю 10 лет – я преподаватель, моя научная степень кандидат наук. Написал 8 научных статей и в данный момент работаю над диссертацией. В свободное время работаю на этом сайте, помогаю студентам с курсовыми и дипломными. Люблю свою работу за то, что учащиеся благодарны за подаренные знания.

Ещё статьи