Номинации коня в русском фольклоре: топ-10 научных работ по теме
Приём заказов:
Круглосуточно
Москва
ул. Никольская, д. 10.
Ежедневно 8:00–20:00
Звонок бесплатный

ТОП научных статей на тему:

Номинации коня в русском фольклоре

Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url:
Логотип сайта компании Диплом777
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание

Лингвокультурема «Конь» в русской фольклорной картине мира

Автор: Аверина Марина Анатольевна, 2013, Источник, ВАК

Аннотация

В статье даётся представление о коне в русской фольклорной картине мира: оно связано с благородным четвероногим животным, обладающим трудолюбием, верностью, силой и выносливостью.

ЛЕКСЕМА КОНЬ В ЯЗЫКЕ РУССКОГО ФОЛЬКЛОРА: КУЛЬТУРНАЯ И МИФОПОЭТИЧЕСКАЯ СИМВОЛИКА

Автор: Сиссе Кумба, 2020, Источник, ВАК

Аннотация

В данной статье представлена древнейшая символика коня в русской культуре. Автором проводится анализ лексемы конь в русском языке и фольклоре, предпринята попытка показать культовую значимость коня для социума всего древнего славянского этноса. Стереотипное представление о данном животном связано с проявлением таких качеств, как храбрость, верность, быстрота. Конь для древних славян являлся не просто «средством передвижения» во время войны — он был для воинов верным другом и боевым товарищем, вследствие чего возникают представления о связи коня с победой. В фольклоре конь символизирует мудрость, силу, проворство, быстроту, смелость, верность, храбрость и гордость, подтверждением чему служат фольклорные тексты, например, поговорка Рана коня вызывает у богатыря стон , и пословицы: Старый конь борозды не портит ; Конь не выдаст, и враг не съест . В русских народных сказках конь наделен качествами ясновидения, способностью своевременно предостерегать своих хозяев о смерти или беде. Однако в некоторых произведениях русского фольклора конь представляет собой силу, враждебную для человека, и даже может нести смерть своему хозяину.

Данная работа не уникальна. Ее можно использовать, как базу для подготовки к вашему проекту.

МИФОСИМВОЛИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ АНИМАЛИСТИЧЕСКОГО КОНЦЕПТА ЛОШАДЬ / КОНЬ В РУССКОЙ ЯЗЫКОВОЙ КАРТИНЕ МИРА

Автор: Бекмурзаева Ф. Ш., 2020, Источник, ВАК

Аннотация

Рассмотрен один из ключевых концептов русской культуры, имеющих архетипическую природу, а именно концепт лошадь / конь. В статье установлены и описаны объективированные языком вторичные символические признаки, формирующие структуру исследуемого концепта. Цель — описать символические признаки в структуре исследуемого концепта. В качестве фактического материала используются источники из Национального корпуса русского языка, русские народные сказки и другие жанры художественного дискурса, представляющие разнородные функциональные стили языка. В ходе исследования была выявлена амбивалентная природа символической категоризации исследуемого анималистического концепта в русском языковом сознании сквозь призму религиозного и мифологического мировидения человека. Амбивалентная природа, заложенная в двустороннем образе коня, напоминает черно-белую оппозицию: как солярный символ, символ небесного начала, божества и как хтонический, демонологический. Отсюда вытекают следующие символические признаки: солнце; небо; дождь; земля; звезда; месяц; птица; огонь; свет; воздух; красный; вода; белый; золотой; иной мир; старость; море; горы; смерть; Келпи — водяной дух; бессмертие; черный; кентавр; троянский конь; волшебство, магия; время суток; число; единство; плодородие; духовность; скорость; вдохновение, созерцание; верность; упорство; бесстрашие; удача; благородство, знатность; чистота, недосягаемость; похоть, буйство; скрытность, коварство; сила; красота; разум; мудрость; мощь; жизненная сила. Амбивалентные признаки, выявленные на основе фактического материала, являются инвариантными, так как их исторически сложившееся и закрепившееся значение актуализируется и в современных языковых реалиях. Кроме того, в большинстве своем они положительно ориентированы, что свидетельствует о маркированности, значимости коня в сознании и жизни русского народа.

Конь-солнце в славянской языческой мифологии

Автор: Морозова Татьяна Петровна, 2019, Источник, ВАК

Аннотация

В статье рассматриваются мифологические представления славян-язычников о солярной природе коня и его связи с миром мертвых. Эти представления отражаются в традициях календарных славянских праздников, погребальных и свадебных обрядах, а также в сказочных сюжетах. Славяне-язычники имели представление о Солнце как о я божественном коне, днем бегущим по небосводу, а вечером спускающимся в подземное царство мертвых. Поэтому кони воспринимались как проводники в загробный мир. Они считались предсказателями судьбы и жертвенными животными. На различных этапах своей суточной активности конь-солнце меняет свою масть. Утром он белый, днем красный (рыжий), к вечеру сивый (темно-серый). Цвета белый и красный считались сакральными, обладающими магическим воздействием. Солнце воспринималось как источник жизни, оно уничтожает и отпугивает темные силы зла, холода и смерти. Поэтому часто использовались солярные обереги на крышах домов в виде изображений конских голов, конские черепа закапывались под строящиеся здания и вешались на ограждения. Для личной защиты от негативного воздействия использовались коньки-подвески, в большом количестве найденные в местах славянских захоронений. Солярную природу коня подтверждает его приобщенность к свадебной и календарной обрядности в период солнцестояния. Под давлением христианства истинное сакральное значение обрядов стало забываться, поэтому сведения о славянской языческой мифологии весьма скудны. Для более глубокого понимания в статье делается попытка сопоставления известных славянских языческих солярных представлений с хорошо изученными религиозными солярными представлениями древнеегипетской цивилизации с учетом повторяющихся мифологических сюжетов. По представлениям древних египтян бог Солнца Ра днем проплывал на ладье по небесному Нилу, собирая в нее души умерших людей. Вечером его ладья спускалась в подземное царство мертвых, через которое протекал небесный Нил, и оставляла там собранные за день души. На основе этого сопоставления появляется возможность создать более подробную, объемную и законченную картину славянской мифологии и дать новое смысловое объяснение некоторым календарным и погребальным обрядам славян-язычников.

Изображение боевого коня в русских богатырских былинах

Автор: Родионов Михаил Сергеевич, 2013, Источник, ВАК

Аннотация

Рассматривается вопрос о среде формирования русского героического эпоса. На примере того, как в былинах показан богатырский боевой конь, приводятся аргументы в пользу профессиональной военной принадлежности их создателей.

КОНЬ И ЛОШАДЬ В АНГЛИЙСКОЙ, КАЗАХСКОЙ И РУССКОЙ ЯЗЫКОВЫХ КАРТИНАХ МИРА

Автор: Пименова Марина Владимировна, Жилкубаева Амантай Шаймардановна, Бекмурзаева Феруза Шухратовна, 2021, Источник, ВАК

Аннотация

Цель статьи — охарактеризовать лингвокультурные смыслы зооморфного образа коня / лошади. Как показывает проведенное исследование, в казахской, русской и английской культурах конь / лошадь является важной составляющей жизни и быта, на что указывает значительное количество лексических единиц, используемых в сравниваемых языках для названий этого животного и его качеств. Авторами выявлено 6 субсфер, признаки которых дифференцируют номинации лошадей: 1) биологический пол; 2) возраст; 3) порода; 4) масть; 5) аллюр; 6) место и способ содержания. Отмечена асимметрия реализации лингвокультурных смыслов в изучаемых языковых картинах мира. В тематическую группу «Биологический пол» объединены 25 признаков. Тематическая группа «Возраст» включает в себя 14 признаков. Тематическая группа «Порода» состоит из 11 признаков. Тематическую группу «Масть» формируют 18 дифференциальных признаков. К тематической группе «Аллюр» отнесено 8 признаков. В тематической группе «Место и способ содержания» представлено 10 признаков. Для иллюстрации проводимого сопоставления в статье приведены 6 таблиц. М.В. Пименовой выполнено описание лексических единиц английского языка, установлены дифференциальные признаки исследуемых слов и словосочетаний со значением «лошадь», «конь», осуществлено обобщение результатов сопоставительного исследования трех лингвокультур. А.Ш. Жилкубаевой описаны лексические единицы казахского языка, установлены дифференциальные признаки казахских слов и словосочетаний, обозначающих коня и лошадь. Ф.Ш. Бекмурзаевой описаны лексические единицы русского языка, определены дифференциальные признаки русских слов и словосочетаний со значением «лошадь», «конь», осуществлено обобщение данных трех лингвокультур в виде таблиц.

Образ «Дерево-конь» в славянской народной культуре

Автор: Синчук Светлана Дмитриевна, 2017, Источник, ВАК

Аннотация

В статье на материале славянской народной культуры рассматривается вопрос об отождествлениях образа коня и образа дерева, когда-то бытовавших у древних славян. Анализ таких аналогий, следы которых сохранились в загадках, сказках, быличках, обрядах, языке, проводится при учете особенностей языческого мировоззрения. Причина подобной образно-семантической связи между конем и деревом состоит в том, что «конь вселенский» и «древо мировое», некогда равным образом являлись космологическими символами. На основании приведенного и проанализированного материала становится понятным фантастический образ «дерево-конь», запечатленный в славянском декоративно-прикладном искусстве (на вышивках и в резьбе по дереву). Становятся объяснимыми «конские» названия деревянных предметов, бытующие в русских народных говорах, и взаимозаменяемость образа коня и образа дерева, наблюдаемая в славянских традициях и фольклоре. Все это говорит о том, что в древнеславянском мировоззрении были допустимы отождествления образа коня и образа дерева.

Лексическая репрезентация концепта конь в этимологических и толковых словарях русского языка

Автор: Епатко Татьяна Александровна, 2019, Источник, ВАК

Аннотация

В статье рассматривается лексическая репрезентация концепта КОНЬ в этимологических и толковых словарях русского языка. Концепт КОНЬ является составной частью языковой картины мира русского народа, поэтому цель работы описание лексического наполнения концепта на материале словарей. Автор дает семантическую характеристику базовых имен концепта лексем «конь» и «лошадь». Получены выводы о том, что в словарях отражена семантическая, стилистическая и аксиологическая дифференциация синонимов «конь» и «лошадь». Также в исследовании отмечено постепенное сужение «словесно-семантического мира» концепта КОНЬ.

Номинация персонажей в фольклоре оседлых коряков: спектр словообразовательных моделей

Автор: Голованева Татьяна Александровна, Кузьмина Евгения Николаевна, 2013, Источник, ВАК

Аннотация

Данная статья посвящена выявлению структурных моделей номинаций персонажей в фольклорных текстах оседлых коряков. Усложнение простых номинаций происходит за счет инкорпорации и аффиксации. В современных фольклорных текстах выявляется клишированная модель: инкорпоративный комплекс с гендерным идентификатором =ŋav= ‘женщина’. Эта модель активно используется для актуализации персонажей женского пола. Вариативность моделей достигается комбинацией определенного набора аффиксов в пределах словоформы.

Мифопоэтический образ коня как отражение культуры тюркских народов в современной татарской литературе

Автор: Шаряфетдинов Рамиль Хайдярович, 2018, Источник, ВАК

Аннотация

Статья посвящена выявлению приемов изображения и функций мифопоэтического образа коня/лошади в татарской литературе конца XX начала XXI в. как отражения кочевой культуры тюркских народов. В центре исследования находится мифопоэтика произведений современных авторов. Рассмотрено обращение национальной литературы к мифологии животного мира в общем и к мифопоэтическим образам коня/лошади в частности. Результаты анализа применимы в теоретических работах по символике животного мира в искусстве, а также на учебных занятиях при изучении системы образов художественного текста.

Поделиться работой:
Поделиться в telegram
Поделиться в whatsapp
Поделиться в skype
Поделиться в vk
Поделиться в odnoklassniki
Поделиться в facebook
Поделиться в twitter
Похожие статьи
Анализ платежеспособности организации

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА МЕТОДИК АНАЛИЗА ЛИКВИДНОСТИ И ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ Автор: Бодрова К.С., Решетов Константин Юрьевич, 2017, Источник, ВАК Аннотация В данной статье проведен сравнительный анализ методов

Читать полностью ➜