Формирование позитивных межличностных отношений у старших дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры: топ-10 научных работ по теме
Приём заказов:
Круглосуточно
Москва
ул. Никольская, д. 10.
Ежедневно 8:00–20:00
Звонок бесплатный

ТОП научных статей на тему:

Формирование позитивных межличностных отношений у старших дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры

Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url:
Логотип сайта компании Диплом777
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание

Формирование коммуникативных умений старших дошкольников в сюжетно-ролевой игре

Автор: Бутвина Ольга Юрьена, Муратова Ленара Куртсеидовна, 2019, Источник, ВАК

Аннотация

В статье рассмотрены особенности формирования коммуникативных умений старших дошкольников в сюжетно-ролевой игре. Раскрыты понятия «коммуникативные умения», «общения», «сюжетно-ролевая игра». Выделены особенности влияния сюжетно-ролевой игры на развитие различных психических процессов, в том числе и их влияние на речевое развитие детей дошкольного возраста. Показано, что большое значение в развитии коммуникативных умений имеет игровая деятельность. Отечено, что сюжетно-ролевая игра одно из эффективных средств социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного произведения, участия в игре, создающей благоприятные условия для развития чувства партнёрства.

Формирование межличностных отношений дошкольников в сюжетно-ролевой игре

Автор: Кузнецова Елена Витальевна, 2016, Источник, ВАК

Аннотация

Целью статьи является разработать проблему формирования межличностных отношений дошкольников в сюжетно-ролевой игре. Дошкольное детство короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни. У ребенка формируется отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. Огромное значение в развитии ребенка принадлежит игре. Игра является важнейшим видом детской деятельности. Сюжетно-ролевые игры оказывают большое влияние на межличностные отношения между детьми. Правила, обязательные при проведении игры, воспитывают у детей умение контролировать свое поведение, ограничивать свою импульсивность, способствуют тем самым формированию характера. Во время совместной игры со сверстниками дети учатся общению, умению учитывать желания и действия других, отстаивать свое мнение, умению настоять на своем, а также совместно строить и реализовывать планы. Исполняя различные роли, ребенок начинает охватывать все стороны различных видов деятельности, что, в свою очередь, помогает развивать мыслительную способность человека, воспринимать чужую точку зрения. В сюжетноролевой игре дети вступают в реальные организационные отношения. В то же время между ними устанавливаются сложные ролевые отношения. В связи с внедрением ФГОС в образовательный процесс ДОУ изменились формы, методы организации воспитательно-образовательной деятельности. Согласно ФГОС должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия: поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности; возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения. Игра это подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Сущность игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности. Поэтому актуальной является проблема использования игры в целях всестороннего развития ребенка, формирования его положительных личностных качеств, нравственности и социализации как члена общества. Проблемы межличностных отношений в дошкольной игре оказались в центре внимания с первых лет развития дошкольного воспитания. Педагоги и психологи отмечали огромное значение игры в дошкольном возрасте. Сюжетно-ролевая игра в своей развитой форме носит коллективный характер. Это не означает, что дети не могут играть в одиночку, но наличие детского общества это наиболее благоприятное условие для развития сюжетно-ролевых игр. Это самая привлекательная деятельность для детей дошкольного возраста. Она всегда увлекают детей возможностью «прожить» хотя бы несколько минут интересно, активно, по-взрослому. Игра дает возможность применять уже имеющиеся знания в новых обстоятельствах, и дети учатся решать возникающие проблемы не только с помощью игрушек, но и путем логических находок и рассуждений. Специфика игровой деятельности такова, что в ней все «понарошку» и действия, и пространство, и роли. Ребенку достаточно провести черту, чтобы обозначить: «Здесь будет детский сад, а здесь, где я стою, твой дом». Открыть дверной замок с помощью воображаемого ключа или палочки, которая его заменяет, налить чай в чашку из кулачка, ребенку ничего не стоит. В реальной жизни все эти простые, на наш взгляд, действия ребенок не всегда может выполнить сам, без помощи взрослого. А игра не требует от него в этом плане особых умений, так как не связана с получением определенного практического результата. В основе метода руководства сюжетно-ролевой игрой лежат принципы • Воспитатель должен играть вместе с детьми; • На каждом возрастном этапе игра развертывается особым образом, так, чтобы детьми «открывался» и усваивался новый, более сложный способ построения игры; • на каждом возрастном этапе при формировании игровых умений необходимо ориентировать детей, как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам. Также необходимо применять комплексный метод руководства игрой, который заключается в оказании педагогической поддержки сюжетных игр и обеспечении педагогических условий развития игры. В сюжетно-ролевой игре происходит социализация, всестороннее развитие ребенка, формируется личность в целом. Ребенок как личность развивается в реальных взаимоотношениях, которые складываются у него со сверстниками в ролевой игре под влиянием принятой на себя роли. Сюжетно-ролевая игра в её типичной форме это свободный вид совместной деятельности детей. Дети объединяются между собой по собственной инициативе, сами определяют сюжет игры, берут на себя соответствующие роли, распределяют игровой материал, намечают и развивают содержание игры, выполняя те или иные игровые действия. Важно, что сюжет и содержание игры они берут из окружающей жизни, отражают те её моменты, которые привлекли их внимание, вызвали интерес, произвели особое впечатление. Конечно, всё это возможно лишь при условии, что дошкольники в достаточной мере с помощью педагога овладели игровой деятельностью. Тем самым, игра занимает особое положение в педагогическом процессе и имеет большое преимущество перед другими видами детской деятельности. Стремление дошкольника стать взрослым и взросление заключается в подчинении своих действий принятым в обществе нормам и правилам поведения взрослых людей. Именно в дошкольном возрасте происходит формирование системы взаимоотношений между детьми и взрослыми, усложняются виды детской деятельности, формируется совместная деятельность детей. Поскольку ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то сюжетно-ролевая игра становится главной в формировании социально-коммуникативных навыков у ребенка. Благодаря игре малыши моделируют поведение и взаимоотношения взрослых людей. При этом на первом плане у детей отношения между людьми и смысл их труда. Выполняя определенные роли в игре, мальчики и девочки учатся действовать, подчиняя свое поведение нравственным нормам. Например, дети часто играют в больницу. Они берут на себя роли больного и врача. Причем роль врача всегда более конкурентная, поскольку она несет функцию выздоровления и помощи. Игра в больницу закрепляет отношения взаимного уважения доктора и пациента, выполнения его рекомендаций и назначений. Обычно дети наследуют модель поведения врачей, которых они посещали в поликлинике либо своих участковых педиатров. Если понаблюдать за детьми в сюжетно-ролевой игре «Семья» или, как говорят дети, «в папу и 693 маму», то можно узнать, какая атмосфера царит в семье детей. При этом в детской игре может проявляться и моральный климат, взаимоотношения между родителями. Копирование ребенком стандартов поведения родителей говорит о том, что именно они формируют у ребенка образец отношений в семье. Они должны помнить об этом каждую минуту. Детство без игры и вне игры ненормально. Лишение ребенка игровой практики это лишение его главного источника развития. Игра это единственная центральная деятельность ребенка, имеющая место во все времена и у всех народов. В ней дети знакомятся с такими сторонами действительности, как действия и взаимоотношения взрослых. Современное общество требует инициативных молодых людей, способных найти «себя» и своё место в жизни, восстановить русскую духовную культуру, нравственно стойких, социально адаптированных, способных к саморазвитию и непрерывному самосовершенствованию.

Данная работа не уникальна. Ее можно использовать, как базу для подготовки к вашему проекту.

Сюжетно-ролевая игра как средство формирования межличностных отношений

Автор: Коваленко И.Г., 2013, Источник, ВАК

Аннотация

В статье описывается игра, как подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Поэтому актуальной является проблема использования игры в целях всестороннего развития ребенка, формирования его положительных личностных качеств и социализации как члена общества.

Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста

Автор: Иванова И. С., Ставринова Н. Н., 2009, Источник, ВАК

Аннотация

В статье анализируются различные точки зрения исследователей о влиянии сюжетно-ролевой игры на развитие у детей старшего дошкольного возраста коммуникативных навыков. В работе представлен обзор подобранных способов руководства сюжетно ролевой игрой, которые позволят педагогу целенаправленно развивать коммуникативные навыки детей как в процессе самой игры, так и на этапе подготовки к ней.

Межличностные отношения дошкольников и сюжетная игра

Автор: Смирнова Елена Олеговна, Рахимова У., 2011, Источник, ВАК

Аннотация

До последнего времени сфера межличностных отношений дошкольников была на периферии образовательного процесса. Однако в последнее время ситуация меняется. В Федеральных государственных требованиях к общеобразовательной программе дошкольного образования развитие коммуникативной сферы заявлено как одно из приоритетных направлений работы педагога. Среди интегративных качеств, задающих результат образовательного процесса, специально определены «Коммуникативные способности», «Эмоциональная отзывчивость», «Самосознание». Все это выдвигает на первый план определение условий формирования межличностных отношений дошкольников. Известно, что в дошкольном возрасте (от трех до шести лет) главной формой взаимодействия детей является сюжетно-ролевая игра. В это время игра становится коллективной дети предпочитают играть вместе, а не в одиночку. Общение с другими в ролевой игре разворачивается на двух уровнях: на уровне ролевых взаимоотношений (т. е. от лица взятых ролей врач-больной, мама-дочка и пр.) и на уровне реальных, т. е. по поводу разыгрываемого сюжета (дети распределяют роли, договариваются об условиях игры, оценивают и контролируют действия других и пр.). Главным содержанием общения детей в дошкольном возрасте становится игровое сотрудничество. Дети заняты общим делом, они должны согласовывать свои действия и учитывать активность своего партнера для достижения общего результата. Таким образом, сюжетная игра является практикой общения и отношений детей.

Игра как активный метод развития ролевого поведения и положительных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста

Автор: Тарасов Сергей Васильевич, Трошин Денис Анатольевич, 2016, Источник, ВАК

Аннотация

В работе рассматривается проблема развития ролевого поведения ребенка и использования с этой целью психологических ресурсов игры. Указано на необходимость поиска новых средств развития игровой деятельности дошкольников, а также разработки методов коррекционно-педагогического воздействия, планомерного психологокоррекционного обучения, направленного на развитие ролевого поведения старших дошкольников. Описаны результаты авторского исследования, в ходе которого была применена коррекционно-развивающая программа как элемент системы психологической помощи детям в учреждениях дошкольного образования. Сделан вывод о том, что современные технологии сюжетно-ролевой игры способствуют развитию ролевого поведения и положительных взаимоотношений между детьми старшего дошкольного возраста.

Формирование гуманных чувств у детей дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевых игр

Автор: Кузнецова Ольга Николаевна, 2015, Источник, ВАК

Аннотация

В статье приведены характеристика сюжетно-ролевой игры, а также направления в организации такой игры как средства формирования гуманных чувств у детей дошкольного возраста.

Социально-коммуникативное развитие ребенка дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевой игры

Автор: Зотова Ирина Васильевна, Моисиди Жанна Николаевна, 2018, Источник, ВАК

Аннотация

В статье рассмотрены особенности социально-коммуникативного развития дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре. Раскрыто понятие социально-коммуникативного развития с учетом проанализированной научно-методической литературы и нормативной документации, которое понимается как вид деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними, направленный на ориентировку и познание предметной и социальной действительности. Показано, что значительное влияние на социально-коммуникативную компетентность ребенка оказывает сюжетно-ролевая игра с ее специфической структурой реализации.

Взаимодействие старших дошкольников в сюжетно-ролевой игре как фактор их социального развития

Автор: Комлик Л. Ю., Фаустова И. В., Филатова И. Ю., Гнездилова Н. А., 2020, Источник, ВАК

Аннотация

В статье рассматривается проблема взаимодействия в коллективе детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности. Отмечается, что от умения дошкольников развертывать самостоятельную совместную деятельность со сверстниками зависит их полноценное развитие. В данном контексте сюжетно-ролевая игра рассматривается как фактор социального развития детей старшего дошкольного возраста. В работе акцентируется внимание на том, что основным показателем социального развития ребенка является способность к организации взаимодействия с партнерами-сверстниками, благодаря которым формируется социальный опыт. В процессе экспериментального исследования была проведена диагностика основных компонентов социализации, а также уровень сформированности основных показателей игрового взаимодействия детей. Результаты исследования показали отсутствие влияния всех критериев взаимодействия детей старшего дошкольного возраста на когнитивный компонент социального развития (представления о социальных нормах и правилах), и наличие влияния практически всех критериев на эмоциональный и поведенческий компонент социального развития. В связи с этим был сделан вывод о том, что взаимодействие детей в сюжетно-ролевой игре может выступать фактором социального развития.